Распечатать
По окончании трехлетнего периода привязки валюты к определенному уровню Швейцария стала первой крупной экономикой, которая сдалась в валютной войне. И это может также означать победу для швейцарцев.
Средства массовой информации в основном были возмущены таким шагом. Напомним, что Национальный банк Швейцарии решил всех удивить и отказался поддерживать курс EUR/CHF выше отметки 1,20.
Понятно, что единая европейская валюта потеряла после этого в моменте 30% и подобные движения можно увидеть нечасто.
При этом все валютные войны последнего времени в итоге идут на пользу американскому доллару, и он сохранит свой статус в ближайшие несколько лет. Особенно активно о таком шаге ЦБ писали сами швейцарские издания.
Реакция СМИ
Neue Zürcher Zeitung
Следует надеяться, что Национальный банк будет придерживать франк. Он должен стремиться обеспечить ценовую стабильность и стабильные условия. ЦБ не мог бесконечно сдерживать курс и поощрять экспорт в сложившейся ситуации. Ужасный конец лучше, чем ужас без конца.
Blick
Сюрприз удался. Главы национальных банков знают то, что мы не знаем, поэтому быстро был найден выход в результате российского кризиса или запланированном выкупе государственных ценных бумаг ЕЦБ.
Berner Zeitung
Швейцария проиграла в покер против финансовых рынков. В конце концов, было бы неправильно впадать в панику сейчас. Для швейцарской экономики падение евро стало удивительным благом и, как ожидается, обеспечит адаптивность в ближайшие несколько месяцев еще раз.
Watson
Такой шаг вызывает удивление, но Национальный банк Швейцарии имеет веские причины. Он, очевидно, мог прийти к мнению, что больше не может поддерживать минимальную цену, учитывая приближающееся приобретение государственных облигаций со стороны ЕЦБ.
Nordwestschweiz
Национальный банк действовал самостоятельно и удивительно. Но это смелое и независимое решение предполагает сдачу своих позиций. И председатель банка Швейцарии Томас Йордан разрушил свою репутацию.
Basler Zeitung
Авторитет SNB находится очень близко к нулю. Они не посмеют так скоро объявить режим, который опирается на доверие рынков. Экономический ущерб перевешивает пользу, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
Südostschweiz
Туризм и экспортный сектор ждут очень трудные времена. С другой стороны, минимальный уровень также приводил к колоссальному ущербу. В долгосрочной перспективе отвязка от евро может быть позитивной, так как европейская валюта обречена на девальвацию.
СМИ Германии
Основные немецкие издания уделили много внимания решению SNB. Süddeutsche Zeitung пишет, что это капитуляция перед последствиями финансового кризиса. Хотя укрепление на 30% в течение нескольких минут – это исторический момент.
Газета Welt пишет, что действия Швейцарии угрожают благосостоянию Европы, а Spiegel отмечает, что еврозона может не беспокоиться, так как евро бы обесценился сам по себе.
Frankfurter Allgemeine Zeitung напоминает, что Швейцария является крупнейшим кредитором Германии, так как покупает ценные бумаги страны в больших объемах.
Американские СМИ
Решение Швейцарии было интересным уроком о странном и тяжелом положении мировой экономики, сообщает New York Times. Шесть лет агрессивной денежно-кредитной активности крупных центральных банков могли бы спасти мировую экономики, но есть также много побочных эффектов в стороне от США, с которым необходимо бороться по всему миру в течение длительного времени.
Washington Post прямо пишет о том, что решение SNB, вероятно, не является хороший. В конце концов, Швейцария из-за сильной валюты может оказаться в дефляции, что будет еще хуже.
А вот Bloomberg обвинил Европу в ситуации с швейцарском франке, так как этот шаг SNB стал видом капитуляции и представляет собой большую проблему, связанную с неспособность Европы восстановить экономический рост.
Решение не означает катастрофу для Швейцарии. Сохранение привязки к евро, в конечном итоге, могло разрушить страну, отмечает zerohedge.com.
Но такой неожиданный ход может также привести к тому, что ЕЦБ откажется от программы количественного смягчения в том виде, в каком она планировалось.
Многовековое наследие экономической независимости предотвратило вступление Швейцарии в еврозону, и сейчас стало очевидно, что это решение было весьма правильным. Но в 2011 г., когда был установлен минимальный курс, страна де-факто вступила в валютный союз.
В результате франк падал вместе с евро и у центрального банка возникали проблемы с балансом. Ежегодно ЦБ покупал около 10 тыс. евро в пересчете на каждого гражданина Швейцарии. Это колоссальная сумма, даже для такой богатой страны.
И франки, используемые для покупки евро, были взяты из швейцарской экономики.
Учитывая опасность полномасштабного количественного смягчения в Европу, SNB вынужден был бы тратить еще больше. Ошибкой было бы сохранять привязку, а не отменить ее.
Сейчас Швейцария вновь имеет сильную валюту с хорошей покупательной способностью. Но теперь придется что-то делать с раздутыми валютными резервами центрального банка. В то же время, соблюдения привязки привело к экономическим и финансовым ошибкам, которые теперь должны привести в норму рыночные силы.
По иронии судьбы, отдаление полномасштабного европейского QE без поддержки ЦБ Швейцарии может вызывать ралли евро против доллара. Goldman Sachs считает, что теперь европейские власти могут рассмотреть возможность проведения реальной экономической реформы, а не просто провести QE. При этом сейчас силы, приведенные в движение, могут подтолкнуть ФРС начать QE4 значительно раньше.