Распечатать
Российские граждане отказываются от ресторанов, развлечений и отдыха, начали экономить и проедать сбережения, — констатирует Sberbank Investment Research в обзоре потребительской уверенности россиян «Потребительский индекс Иванова Sberbank CIB», в котором анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.
Итоги исследования указывают на дальнейшее падение индекса потребительской уверенности в 4-м квартале относительно уровня 3-го квартала 2014 г. — с минус 7% до минус 24%.
В декабре доля покупателей, чувствительных к ценам, увеличилась до 73% с 69% в сентябре. Россияне начинают покупать менее дорогие товары: 60% респондентов пытаются экономить на товарах повседневного потребления. Что касается затрат «не первой необходимости», то в первую очередь россияне отказались от посещения кафе и ресторанов: эту статью затрат урезало 70% респондентов. Следующими в списке «пострадавших» следуют расходы на развлечения (63%) и отдых (50%).
Индекс оценки изменений национального благосостояния за последние 12 месяцев значение опустился с минус 19% в 3-м квартале 2014 г. до минус 51% в минувшем квартале. Основные причины этого — ускорение инфляции, ухудшение перспектив на рынке труда и резкое ослабление рубля. Эти факторы также отрицательно сказались на оценках личного благосостояния в перспективе на следующий год, отмечается в исследовании Sberbank CIB.
Доля россиян без сбережений выросла с 37% до 42%. Снизилось пополнение денежных запасов на «черный день» с 8,9% в 3-м квартале до 8,3% от своего ежемесячного дохода в 4-м квартале 2014 г. Получается, что текущее потребление идет за счет сбережений.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до минус 22%, несмотря на значительный рост продаж некоторых непродовольственных товаров, резкую девальвацию рубля в середине декабря и последовавшее повышение цен на импортные товары.
«Мы полагаем, что снижение индекса было обусловлено, главным образом, общей макроэкономической неопределенностью и ухудшением ожиданий граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств будут воздерживаться от крупных покупок в 2015 г.», — говорят в Sberbank CIB.
Россияне стараются не снижать потребление
По наблюдениям опрошенных, общая продуктовая инфляция ускорилась до 14,9% в 4-м квартале, при этом отпускные цены в магазинах котирующихся на бирже розничных сетей оставались значительно ниже (их годовой рост составил 8,9-9,6%, что отражает осуществление ритейлерами инвестиций в цены).
Таким образом, по динамике инфляции крупные сети выглядят лучше рынка в целом (на 5-6%), что дает их покупателям возможность тратить меньше, не снижая уровень потребления. Как следствие, россияне отдают предпочтение магазинам, принадлежащим котирующимся на бирже розничным сетям, что приведет к значительному росту трафика и должно отразиться в ближайших операционных результатах, отмечают эксперты в Sberbank CIB.
Ослабление рубля побудило некоторых россиян приобрести товары длительного пользования, покупка которых в иных обстоятельствах состоялась бы позже: тем самым граждане постарались уберечь свои сбережения от ожидаемого роста цен. Около 15% опрошенных приобрело товар из категории бытовой техники и электроники, 10% купили одежду, 4% — машину.
Семьи начали делать запасы продуктов
46% опрошенных не изменили структуру и рублевую стоимость семейного бюджета, что предполагает сокращение потребления в реальном выражении. 20% респондентов начало формировать продуктовые запасы, что может привести к снижению спроса в 1-ом полугодии 2015 г.
Поскольку большая часть этих «незапланированных» покупок осуществлялась в неорганизованных торговых точках, современные розничные площадки, вероятно, продемонстрируют большую устойчивость перед предполагаемым спадом спроса: по оценкам, доля рынка последних в 2015 г. будет расти ускоренными темпами, — прогнозируют в Sberbank CIB.