Дотрагиваясь до тончайших струн мироздания

К 60-летию таджикского композитора Лолы Толис

В музыкальной культуре Таджикистана во второй половине 20-го столетия так уж сложилось, что все женщины — профессиональные композиторы выросли в семьях известных писателей и крупных деятелей искусства. Наша героиня — известный таджикский композитор Лола Толис (Пулатова) — выросла в семье писателя-прозаика Пулота Толиса, который был любимым учеником устода Айни.

Любителям современной музыки известны имена Заррины Миршакар, Парвины Сахибовой, Джамили Сайфиддиновой или Манзуры Фархат — все они получили высшее профессиональное образование в области музыки и являются авторами популярных песен, камерных и симфонических произведений, но что удивительно, все они — дети выдающихся поэтов и писателей современности.

Специалисты давно приметили, что творчество этих одаренных композиторов отличается тонким восприятием окружающего мира, мягкой лирикой. Можно сказать, что точно такими же качествами обладает и Лола Толис. 

Путь в мире современной музыки

Маленькая Лола с раннего детства проявляла большой интерес к творчеству, к поэзии, много читала, увлекалась сочинением музыки. Можно уверенно сказать, что однажды в 1974 году ей, молодой выпускнице Душанбинского музыкального училища, повезло больше всех, потому что сразу после завершения учебы ее приняли в класс композиции Московской государственной консерватории, ее творческим наставником стал выдающийся советский композитор, председатель Союза композиторов СССР, профессор Тихон Хренников. Тончайшей души человек и великий композитор эпохи, Т.Хренников сумел за период учебы передать своей талантливой ученице умение выразить в звуках все нюансы окружающей жизни.

Уже в годы учебы молодая и талантливая Лола под руководством великого учителя написала ряд интереснейших произведений на современную тематику — сонату для фортепиано, пьесы для скрипки, струнный квартет. Там, в стенах Московской консерватории, в атмосфере, где постоянно звучала буквально вся мировая музыка, Лола не забыла о своем увлечении родным музыкальным фольклором и начала делать обработки таджикских народных песен. Одновременно юный композитор держала постоянную связь с родным Таджикистаном, увлекалась современной поэзией, особенно ей приглянулись трогательные стихи Лоика Шерали. Таким вот образом получилось так, что ее дипломной работой для завершения учебы в консерватории стал очень удачный вокально-симфонический цикл «Чаша Хайяма», где были использованы подлинные рубаи Омара Хайяма, а также стихи Лоика Шерали из одноименного цикла.

Первый ее триумф состоялся в Большом зале Московской консерватории, где симфонический оркестр под управлением В.Дударевой и известный таджикский баритон Адхам Халиков с большим успехом исполнили этот цикл на таджикском языке. Выводя таджикскую поэтическую классику средствами симфонического мышления на большую мировую сцену, Лола Толис громко заявила о своем вхождение в большой отряд таджикских советских композиторов.

Этот успех позволил ей после завершения учебы остаться в Москве и продолжить учебу в аспирантуре. В эти годы она также под руководством Т.Хренникова завершает работу над очень сложным произведением – «Поэма для симфонического оркестра». Можно сказать, что этим завершается трудный период поисков своего пути в огромном мире современной музыки. Лола возвращается в Душанбе и начинает творческую и педагогическую деятельность в Институте искусств.

 

Мировое признание и невостребованность на родине

Увлечение родным музыкальным фольклором, пытливое изучение традиционной народной музыки открыли для Лолы Толис огромные возможности для расширения и углубления своих творческих поисков. В начале 80-х годов Л.Толис пишет уникальные романсы и песни на слова классических поэтов, продолжает сочинять и циклы на основе народных обрядовых жанров. Так появляются ее известные сочинения — вокальные циклы «Ашаглон», «Шахсавор», в которых композитор, не цитируя прямым образом фольклор, рисует современные пейзажи народного быта и праздников.

Увлечение традиционными жанрами приводит Лолу к пристальному изучению классической музыки — шашмакома. Она с детства выросла в атмосфере большого уважения к традициям, к богатому духовному наследию. Музыка макомов стала основой для сочинения таких популярных произведений, как сюита «Посвящение Хафизу», скрипичная миниатюра «Маком-вариации для скрипки с фортепиано». Этой миниатюре Лолы Толис «Вестник Московского университета» в 2011 году посвятил целую аналитическую статью, где ее автор, также наша землячка Азалия Галиахметова, раскрывает ряд уникальных художественных достоинств этого сочинения. В этих сочинениях Лола Толис еще раз убедительно доказала, что окружающий мир она воспринимает строго по-своему, дотрагивается до тончайших струн звучащего мироздания.

Сейчас, слушая ее музыку, мы удивительным образом открываем для себя тот факт, что Лола, как никто другой, обладает чудесным умением передачи тонких и нежных человеческих чувств. В современной поэзии Таджикистана такое же качество свойственно, например, поэтессе Фарзоне, которая может каждому лепестку весенних роз посвятить целую поэму.

Отрадно, что музыка Лолы Толис уже в конце 20-го столетия получила большое признание как в Таджикистане, так и далеко за рубежом. Ее произведения с успехом были исполнены в Москве, Алматы, Ереване, на фестивалях современной музыки в Германии, США.

В 2002 году Лола Толис написала очень интересный романс на слова Мумина Каноата «Не уходи, лебедь моя» (посвящен Малике Сабировой), далее появляются сочинения на стихи Сергея Есенина «Спросил я ее», а также поэма для голоса и камерного оркестра «Поэма любви» на слова Низами Гянджеви.

В годы государственной независимости творчество Л.Толис получает еще большее признание, ее приглашают для передачи богатого опыта на преподавательскую работу в Национальную консерваторию. Конечно, она, ученица крупнейшего мирового корифея музыки Т.Хренникова, стала вести кропотливую деятельность по подготовке молодых талантов, будущих композиторов.

С 2008 года она становится заведующим кафедрой композиции в Национальной консерватории, однако, к сожалению, по какому-то недоразумению ее, опытнейшего педагога и большого мастера композиции, как раз на пике мастерства, провожают на пенсию по возрасту.

Большой мастер современной музыки, композитор высочайшего класса Лола Толис и ныне ведет частную педагогическую деятельность, продолжает сочинять музыку, однако отсутствие исполнительских коллективов высокого профессионального плана порой не дает возможности современным слушателям приобщиться к ее творчеству.

Лола Толис — человек удивительной скромности; как все большие музыканты, любит тишину, избегает всяких помпезностей и официоза. Сегодня, в день ее юбилея мы, современники, можем сказать ей огромное спасибо за музыку, за то, что она создала новый, нежный и лирический пласт в музыкальной палитре нашего Таджикистана.