«Газпром» поспорил с журналистом Financial Times о «Южном потоке»

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил о политической подоплеке противодействия строительству газопровода «Южный поток» со стороны Еврокомиссии. Письмо Куприянова, в котором он вступил в полемику по поводу оценок проекта, опубликовала газета Financial Times.

«Пока ЕС, похоже, готов прострелить себе ногу, блокируя проект, который позволит увеличить его энергетическую безопасность и помочь Европе удовлетворить возрастающие потребности в импорте энергоресурсов, при этом не тратя деньги налогоплательщиков», — написал Куприянов.

Ранее, 25 августа, в газете вышла статья журналиста Гая Чазана, в которой он заявил, что проект «Южного потока» лишен экономической логики и преследует политические цели.

В ответном письме Куприянов рассказал, что «Южный поток» является одним из самых больших инфраструктурных проектов в мире и решение о его строительстве было основано на тщательных экономических расчетах.

В ответ на заявление о том, что проект газопровода разрабатывался для обхода Украины, Куприянов ответил, что модернизация украинской газотранспортной системы оценивается в $19,5 млрд, при этом транзитные риски останутся высоки. «Южный поток», по мнению Куприянова, позволит избежать этих рисков и обеспечить снабжение стран Юго-Восточной Европы газом при меньших затратах.

Представитель «Газпрома» отметил также, что страны Северной Европы после запуска «Северного потока» выиграли от повышения безопасности поставок, в то время как государства Юго-Восточной Европы «по-прежнему не имеют альтернативного маршрута поставок газа».

Этот проект «пользуется коммерческой поддержкой ведущих европейских компаний и участвующих в нем стран», которые приветствовали альтернативный маршрут и источники инвестиций в охваченные кризисом экономики. Все это, по словам представителя «Газпрома», говорит о разумном экономическом обосновании проекта.

«Южный поток» — глобальный инфраструктурный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Первые поставки газа по газопроводу должны начаться в конце 2015 года. На проектную мощность его планируется вывести в 2018 году.

Морской участок газопровода «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит 925 км, максимальная глубина — более 2,2 км. Сухопутный участок газопровода протяженностью 1455 км пройдет по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении.

Однако в декабре 2013 года европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер предложил странам, участвующим в проекте «Южный поток», пересмотреть заключенные с Россией соглашения таким образом, чтобы они соответствовали действующему «Третьему энергопакету». Еврокомиссия отмечала, что в противном случае эти соглашения не будут реализованы.

В соответствии с принятым в ЕС «Третьим энергопакетом», собственниками расположенных в Евросоюзе трубопроводов не могут быть компании, которые заняты в добыче газа. Они должны продавать свои активы или передавать управление трубопроводами.

Под давлением Еврокомиссии в начале июня 2014 года власти Болгарии объявили о решении приостановить подготовительные работы по проекту строительства «Южного потока». Позже Болгария заявила, что проект будет заморожен до тех пор, пока он не будет соответствовать нормам, утвержденным Еврокомиссией.

Старший аналитик RusEnergy Михаил Крутихин рассказал тогда РБК, что говорить об ужесточении позиции Болгарии по «Южному потоку» из-за обострения международной политической ситуации не приходится. «Газпрому» давно пора понять, что в Европе ему придется работать в условиях конкуренции, и принять правила цивилизованного бизнеса, а не требовать для себя исключительных прав монополиста, — считает он. — ЕС не станет менять правила ради «Газпрома».

Владислав Гордеев