Президент России Владимир Путин и президент Украины Петр Порошенко (справа налево)
Основным итогом переговоров Владимира Путина и Петра Порошенко стало решение о возобновлении работы контактной группы по мирному урегулированию и консультаций по газовому вопросу.
Ожидать немедленного прекращения огня не следовало — оно возможно только после политического урегулирования конфликта, говорят эксперты.
Об итогах двусторонней встречи, которая проходила в ночь на среду после минского саммита с участием лидеров четырех стран и представителей ЕС, Путин и Порошенко сообщили по отдельности.
По результатам переговоров должны начаться консультации между начальниками генеральных штабов, стороны согласились с необходимостью активизации деятельности трехсторонней контактной группы, проинформировал журналистов Порошенко. Он заявил о необходимости немедленного освобождения задержанных украинских граждан и поддержки всеми лидерами логики его мирного плана.
Путин журналистам о консультациях представителей генштабов не говорил, как и о поддержке мирного плана Порошенко. Он сказал, что была подтверждена договоренность, достигнутая в ходе многосторонних переговоров «о том, что контактная группа должна как можно быстрее возобновить свою работу — может быть, здесь, в Минске».
Как сказал Порошенко, через контактную группу будут проведены консультации, чтобы как можно быстрее перейти на режим прекращения огня, контроль над которым будет осуществляться представителями мониторинговой миссии ОБСЕ.
«Мы предметно не говорили на этот счет», — ответил Путин на вопрос о том, обсуждалось ли прекращение огня, добавив, что это внутреннее дело Украины, предмет договоренностей между Киевом, Донецком и Луганском. По словам собеседника, близкого к Кремлю, из слов Путина следует, что Россия в публичной плоскости вывела проблему статуса самопровозглашенных республик за скобки. Возможно, это нужно для успешного старта переговоров, говорит собеседник РБК.
В состав контактной группы по урегулированию входят посол России на Украине Михаил Зурабов, экс-президент Украины Леонид Кучма и официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини. С участием представителей ДНР и ЛНР они встречались трижды, на первой встрече приняли решение о прекращении огня, которое так и не было выполнено полностью.
В среду пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что контактная группа может собраться в ближайшие дни. Представители Донецкой народной республики готовятся к встрече, но ее дата еще не определена, сказал РИА Новости замминистра госбезопасности ДНР Леонид Баранов.
По словам Путина, обсуждались гуманитарная ситуация и оказание помощи Донецку и Луганску: «Определенные договоренности здесь у нас тоже есть — посмотрим, как это сделать».
В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия готовит к отправке второй гуманитарный конвой на Украину. Вчера на форуме «Селигер» он подчеркнул: у России есть основания рассчитывать, что с украинской стороны могут быть найдены конструктивные технические и логистические решения, чтобы второй гуманитарный конвой в самое ближайшее время отправился на юго-восток Украины.
Российский Красный Крест готов сопровождать гуманитарный конвой по территории России, сообщила ИТАР-ТАСС директор департамента по связям с общественностью Татьяна Кленицкая.
Самый главный итог вторничных переговоров в том, что они состоялись и были согласованы некоторые технических вопросы, говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. О перемирии речь идти не могла — для него нужно подготовить почву, этому будут служить переговоры на уровне генштабов, без их сотрудничества невозможно установить достоверную информацию о происходящем на востоке, и общество продолжает жить в виртуальном мире.
В эффективности возобновления работы контактной группы украинский специалист сомневается: это группа прикрытия для нежелания вести переговоры, потому что реальные переговоры надо вести с теми, кто воюет с оружием, а президент Порошенко считает пока это невозможным, хотя, судя по ситуации, европейские политики начинают его к этому склонять.
Конфликт слишком сложный и многогранный, в нем задействован фактор прямого противостояния России и Украины, которую поддерживает Запад, а такого рода конфликты одной встречей не решаются, они решаются в обратном порядке: сначала достигается политическая схема, а потом идет остановка боевых действий, говорит председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. По его словам, реальность такова, что по ходу переговоров и по мере продвижения к дипломатической развязке война будет усиливаться, а не наоборот.
Полина Химшиашвили, Михаил Рубин
Саммит в Минске: Украина между Таможенным союзом и ЕС
Назад
Далее