Алексей Навальный
Замоскворецкий суд Москвы приступил к изучению доказательств обвинения по делу братьев Алексея и Олега Навальных по делу «Ив Роше Восток», однако ни свидетели, ни потерпевшие в зале суда допрошены не были. Ускоренное рассмотрение дела и перенос опроса свидетелей на конец процесса связаны с нежеланием обвинения привлекать внимание общества, считает эксперт.
В четверг прокуроры за три часа огласили материалы из 30 томов уголовного дела братьев Алексея и Олега Навальных, потратив в среднем на один том дела (200–300 листов каждый) по несколько минут. В большинстве документов гособвинители зачитывали только их название, реквизиты и лишь кратко сообщали их суть.
В начале заседания судья Коробченко удовлетворила ходатайство Алексея Навального, просившего расширить круг людей, с кем ему разрешено общаться. С 28 февраля 2014 года Навальный находится под домашним арестом, и он может разговаривать только с близкими родственниками, работниками ФСИН, следователями и адвокатами Ольгой Михайловой и Вадимом Кобзевым. Поэтому он попросил суд включить в этот список также и юристов, которые представляют его интересы по гражданским делам по искам о защите чести и достоинства. «Вот торжество российского правосудия», — обрадовался Навальный, когда судья удовлетворила его ходатайство.
Закончив с формальной частью, судья Коробченко сообщила, что никто из свидетелей в суд не приехал. «А их вообще вызывали?» — поднялась с места адвокат Ольга Михайлова. Прокуроры отказались сообщить, вызывали ли они свидетелей или нет. Но после этого гособвинители попросили изменить порядок и начать исследование доказательств не с допроса свидетелей, как это было установлено ранее, а изучить материалы дела, которые насчитывают 130 томов.
«Мы возражаем, давайте сначала допросим потерпевших», — возмутилась Михайлова. Но суд удовлетворил просьбу прокуроров и изменил порядок исследования доказательств. Поэтому следующие три часа гособвинители по очереди зачитывали названия и краткое содержание документов из первых 30 томов уголовного дела.
Так, первый том дела почти полностью был посвящен продвижению по служебной лестнице в ФГУП «Почта России» Олега Навального, второй содержал медицинские справки о том, что братья не состоят на учете в психиатрических диспансерах. В следующих томах были оглашены договоры на поставки товаров, счета по оплате услуг, уставы транспортных компаний, осуществлявших перевозку.
«Как правило, судебный процесс начинается с выяснения мнения потерпевших и допроса свидетелей, а изучение документов остается напоследок. Но тут прокуратура делает все наоборот», — рассказал адвокат Олега Навального Кирилл Полозов. По его мнению, позиция компании «Ив Роше Восток», которая ранее уже ходатайствовала о том, что не считает себя потерпевшей стороной, может придать уголовному процессу ненужный для обвинения окрас.
А ускоренный темп судебного разбирательства, считает Полозов, может быть связан с нежеланием обвинения привлекать внимание общества и детально изучать документы. «Прокуратура сегодня не считала необходимым вдаваться в содержание документов, она оглашала только названия и в исключительных случаях, по требованию стороны защиты, содержание. Процесс ясно хотят завершить побыстрее», — отмечает Полозов.
Представитель «Ив Роше Восток» Вадим Кодол пока так и не раскрыл позицию компании, считает ли фирма себя потерпевшей или нет. По просьбе прокуроров представитель будет выступать в конце — после свидетелей и исследования доказательств.
Следующее заседание состоится 29 сентября. Как пояснил РБК адвокат Кирилл Полозов, если свидетели так и не появятся в суде, то весь процесс перейдет в рамки формализма.
В чем обвиняют Навальных
Согласно фабуле обвинительного заключения, братья Навальные приобрели офшорную компанию на Кипре, которая стала учредителем компании ООО «Главное подписное агентство». Затем Олег Навальный, используя свое служебное положение и работу в «Почте России», склонил компании потерпевших к заключению невыгодных договоров на поставку товаров. По версии следствия, «Главподписка» не оказывала самостоятельно услуги по перевозке грузов, а привлекала для работ сторонние транспортные компании, которым платила гораздо меньше, чем получала от потерпевших, а разницу в цене оставляла себе. Обвинение настаивает, что таким образом подсудимые похитили более 31 млн руб., которые затем легализовали. Сами Навальные вину не признают, они настаивают, что цены, по которым они выполняли работы, были среднерыночные. Они просили вызвать в суд водителей автомобилей, которые выполняли рейсы, и допросить потерпевших. В уголовном деле есть гражданский иск от второго потерпевшего — ООО «Многопрофильная процессинговая компания» — о взыскании с подсудимых убытков на 4,4 млн руб. Этой фирме компания Навальных «Главное подписное агентство» также оказывало услуги по перевозке грузов.
Анастасия Михайлова