В конце прошедшей недели украинская армия вышла из так называемого южного котла на юго-востоке страны, оставив контроль над границей с Россией ополченцам самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Для перекрытия снабжения повстанцев акцент атак был смещен на пункты, расположенные на соединяющих разные группировки ополченцев шоссе. Донецк и Луганск находятся на грани гуманитарной катастрофы, но стороны конфликта пока не могут договориться о помощи окруженным городам.
Ополчение вновь вышло к России
На южном фронте украинская армия отступила от границы с Россией. Бойцы 72-й и 79-й аэромобильных бригад Вооруженных сил Украины соединились с основными силами, задействованными в «антитеррористической операции» (АТО), в районе кургана Саур-Могила, объявил в пятницу информационно-аналитический центр Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).
Уход военных и пограничников из южного котла означает восстановление полного контроля ополчения над украинско-российской границей на участке протяженностью 165 км, от «Дьяково» до «Изварино» (севернее граница проходит по фарватеру реки Северский Донец). При этом для украинских военных удержание границы считалось последние два месяца стратегической задачей, говорили военные эксперты, к которым обращался РБК. В ходе удачного для правительственных войск наступления в первой половине июня им удалось взять под контроль более 250 км границы — у ополченцев оставались лишь три пограничных пункта: «Должанский», «Изварино» и «Краснопартизанск». Все они были взяты силовиками в начале июля и удерживались до 1 августа — все это время расположения украинских войск подвергались массированному артиллерийскому и минометному обстрелу со стороны ополченцев и, как утверждала украинская сторона, якобы с территории России. После того как КПП перешли под контроль повстанцев, они возобновили работу, были открыты также пункты пропуска с российской стороны, подтвердил в пятницу замгубернатора Ростовской области Вадим Артемов.
Из России ополчение получает значительную помощь как гуманитарного характера, так и негуманитарного. За получение последней в Донецкой народной республике отвечает активист незарегистрированной российской Национально-демократической партии Александр Жучковский. Поддержка из России продолжает идти, подтвердил он в среду «Газете.Ru». Как утверждает Киев, из России ополчение получает якобы не только амуницию (представители ДНР и ЛНР в Москве просят отправлять им также бинокли, приборы ночного видения, камуфляж, каски, бронежилеты и рации), но также и тяжелое вооружение, включая артиллерию и танки. Граница проницаема и для лидеров повстанцев: их руководство, включая председателя парламента конфедерации самопровозглашенных республик Олега Царева и ушедшего накануне в отставку премьера ДНР Александра Бородая, регулярно появлялось в Москве.
Без изоляции ДНР и ЛНР от границы с Россией «бои будут иметь затяжной и кровавый характер», объяснял РБК украинский военный эксперт Константин Машовец. Штурм Донецка и Луганска, на чьи окраины правительственные войска вышли уже несколько недель назад, в таких условиях вообще будет малоосмысленным, подтверждал его слова российский военный эксперт Виктор Мураховский. «Для этого потребуется изолировать районы [будущих боевых действий]», — уверен он. Пока эта задача не выполнена, у украинской стороны «не хватит ни сил, ни средств» для ведения боев в городских условиях.
Окружение Донецка
В конце прошлой недели и в выходные украинской армии удалось пробиться к нескольким опорным пунктам, расположенных на соединяющих различные группировки ополченцев Луганской и Донецкой республик трассах. В частности, был взят небольшой населенный пункт Миусинск, расположенный на шоссе Н21, соединяющем Донецк, Макеевку, Торез и Снежное с одной стороны и Луганскую область с другой, сообщил в сводках СНБО. Ранее в попытках окружить Донецк велись ожесточенные бои за расположенный на том же шоссе западнее город Шахтерск, но ополченцам удалось его отстоять.
Неподалеку от Миусинска одно из подразделений сил АТО вышло на шоссе М03, соединяющее Красный Луч и Антрацит, в районе Боково-Платова, а с севера украинской группировке, взявшей ранее Дебальцево, удалось дойти до прилегающего к Красному Лучу Вахрушеву, сообщило информагентство ополченцев «Новороссия». Сам Красный Луч ополченцы отбили, однако «разблокировать пути сообщения между Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой не удалось», сообщила «Новороссия» в субботу.
По состоянию на утро субботы Донецк окружен силами карательной армии и нацгвардии, признал в обращении новый премьер ДНР Александр Захарченко, но заявил, что «правительство ДНР и сейчас уверено в победе». Как и в Луганске, в Донецке гуманитарная катастрофа: «гуманитарных коридоров на сегодня нет», в город не могут попасть медикаменты, продукты на исходе, очень плохо с водоснабжением и электричеством, утверждает Захарченко.
Луганск в выходные, в свою очередь, лишился мэра, который был арестован народными депутатами от фракции «Свобода» совместно с бойцами добровольческого батальона «Айдар» в городе Счастье, сообщил Интерфакс. Город по-прежнему находится в полной изоляции, больше недели в нем нет электричества, водоснабжения, мобильной и стационарной связи.
Из-за того что украинские силовики замкнули кольцо окружения, «для недопущения разрастания гуманитарной катастрофы на Донбассе» ополченцы ДНР готовы прекратить огонь, объявил в субботу Захарченко. Заявление Захарченко — «просто слова без практических шагов», если у ополченцев есть желание прекратить огонь, то это «делается практическим путем, а не только словами: поднимаются белые флаги, складывается оружие», ответил ему спикер СНБО Андрей Лысенко. «Прекращение огня может быть только взаимным», а украинские войска должны уйти с территории ДНР, возразил на это неназванный собеседник Интерфакса в представительстве ДНР в России.
Военные под видом гуманитарной помощи
Спор о том, как доставить гуманитарные грузы в окруженные города, в выходные стал ключевым и на международном уровне. Еще в начале прошлой недели министр иностранных дел Сергей Лавров обратился в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Красный Крест с просьбой организовать гуманитарную миссию на юго-восток Украины. В пятницу Красный Крест поддержал инициативу России, сообщили российские информагентства со ссылкой на главу делегации Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Киеве Мишеля Массона.
Украинская сторона восприняла это как провокацию. В ночь с пятницы на субботу «по направлению к украинской границе двигался огромный конвой, который сопровождался военными и техникой Российской Федерации», заявил в субботу замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый, который также опроверг о поддержке МККК инициативы России. Прохождение колонны «с так называемыми миротворцами» было организовано, «чтобы спровоцировать полномасштабный военный конфликт между Россией и Украиной», гласит субботнее сообщение СНБО. Для предотвращения вхождения российской гуманитарной колонны президент Украины Петр Порошенко позвонил канцлеру Германии Ангеле Меркель, с которой он договорился, что конвой с гуманитарной помощью на восток Украины может быть осуществлен «лишь по согласованию с украинской стороной».
Также в субботу состоялись разговоры Меркель и президента США Барака Обамы, которые сошлись во мнении, что «любое вторжение России на Украину, даже под эгидой якобы гуманитарной миссии без формального согласия и разрешения украинского правительства является недопустимым, нарушает международное право и спровоцирует дополнительные последствия», говорится в сообщении Белого дома. Обама также поговорил с британским премьером Дэвидом Кэмероном, в ходе разговора они договорились о более жестких санкциях по отношению к России в случае, если она отправит вой-ска на Украину, гласит сообщение кабинета Кэмерона.
После разговоров Лаврова с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным и госсекретарем США Джоном Керри российская сторона ограничилась заявлением о том, что гуманитарную помощь на восток Украины лучше всего доставлять по каналам международных организаций.
Александр Артемьев, Степан Опалев