Акции ретейлеров первыми отреагировали на запрет поставок продовольствия из стран, поддержавших санкции против России. Их котировки на середину дня упали на 3–5%. Сами компании утверждают, что не допустят роста цен, и уже приступили к поиску новых поставщиков. Владелец крупнейшей в России торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий сохраняет спокойствие: «Сложности будут по-любому, но все преодолимо», – заявил он РБК.
В четверг на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что Россия вводит полный запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, сыров, молока и молочных продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Санкции введены на год и вступают в силу немедленно, правительству и профильным министерствам поручено оперативно провести мероприятия, связанные с выполнением этих мер. В список стран, против которых Россия ввела ответные санкции, не попали Япония и Швейцария.
Главные жертвы
Акции российских ретейлеров отреагировали незамедлительно. На 16:30 котировки X5 Retail Group на LSE снизились на 5,37%, «Магнит» подешевел на 4,36%, «Дикси» – на 4,47%, группа O’KEY – на 2,86%. Индекс ММВБ «Потребительские товары и услуги» упал на 3,84%. А производителя мясной продукции «Черкизово» упали на 2,39%.
«Под санкции попали только некоторые страны, у нас остались Китай, страны Латинской Америки, Сербия, Турция, страны Африки, я могу еще долго перечислять», – не унывает глава и совладелец крупнейшего российского по выручке ретейлера «Магнит» Сергей Галицкий. Зависимость «Магнита» от импорта невелика, в особенности если говорить о продовольственных категориях, заявил он РБК. Аналитики Сбербанка оценивают долю импорта «Магнита» без учета non-food категорий в 10%. По их расчетам, в магазинах сети продовольственный импорт из США и ЕС обеспечивает всего около 1% выручки, и эти объемы легко можно будет заместить поставками из других стран.
«В первую очередь этот запрет коснется компаний с гипермаркетами, где много европейских товаров. На дискаунтерах, таких как «Дикси», он отразится меньше, а вот X5, у которой есть «Перекресток», может в большей степени почувствовать давление», – считает начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев. Аналитики Сбербанка оценивают долю продовольственного импорта в сетях X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в 17%. В общем ассортименте сетей группы иностранные товары составляют 35–40%, причем две трети из них приходится на непродовольственные товары, говорил ранее руководитель управления по связям с общественностью X5 Владимир Русанов.
Среди непубличных компаний больше всего пострадают такие премиальные ретейлеры, как «Глобус Гурмэ» и «Азбука вкуса», говорит старший аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова: «Их выручка может серьезно просесть». В сети «Глобус Гурмэ» импортных продуктов около 90%. Какая доля в импортируемых продовольственных товарах попала под запрет, генеральный директор «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев пока назвать затрудняется, но уверен, что компания сможет заменить большую часть попавшей под санкции продукции аналогами: «Мясо, например, не австралийское, а аргентинское».
По словам Яковлева, для некоторых продуктов можно найти близкие по качеству аналоги. Трудности возникнут в категории молочной продукции, сыров и мясных деликатесов. Впрочем, у поставщиков «Глобус Гурмэ» есть 2–3-месячный запас деликатесов с длинным сроком хранения. Представитель «Азбуки вкуса» временно воздерживается от комментариев.
В списке продукции, которой лишатся российские потребители, – мясо крупного рогатого скота, свежее, охлажденное или замороженное; свинина, свежая, охлажденная или замороженная; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; молоко и молочная продукция; овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров; пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров).
По оценкам аналитиков Sberbank CIВ, всего в 2013г. Россия импортировала продовольственные товары на сумму $43 млрд (это 12% совокупного объема реализации продуктов питания в рознице). Из этой суммы на товары, оказавшиеся под санкциями, пришлось около 20% ($8,4 млрд), свидетельствуют расчеты РБК, сделанные на основании данных ФТС (см. таблицу).
Экстренные меры
Торговые сети уже запустили обновление пула поставщиков, хотя пока никто из опрошенных ретейлеров не берется оценить, какие категории товаров и насколько быстро можно будет заместить. Замену поставщиков и пересмотр товарной матрицы Арутюнова из Rye, Man & Gor Securities называет основной проблемой. «Все это приведет к тому, что сегмент ретейла, который я считаю самым перспективным с точки зрения рыночных котировок, сейчас окажется под давлением», – считает аналитик.
«Все очень индивидуально, нам нужно две-три недели разобраться с ситуацией, – говорит Галицкий. – Сложности будут по-любому, но все преодолимо». X5 постарается заместить многие позиции за счет расширения сотрудничества с российскими поставщиками, поставщиками из Юго-Восточной Азии, стран Таможенного союза, активнее будет сотрудничать с Китаем и Турцией, Ираном, Египтом и прочими странами, не попавшими в правительственный список, говорил ранее представитель компании.
«Дикси» тоже адаптирует ассортиментную матрицу под введенные ограничения, говорит директор по внешним связям сети Екатерина Куманина. «Существенных изменений мы не предвидим. В «Дикси» – в формате магазинов у дома — по большинству попавших в перечень категорий основную долю поставок обеспечивают российские поставщики: 100% мяса, птицы, кисломолочных продуктов на полках — отечественные. Доля импортного молока — примерно 0,5%. Есть небольшой процент норвежской красной рыбы, но уже предварительно проработан канал поставки с Дальнего Востока более полезных диких сортов лососевых – нерки, кижуча, горбуши». Сложнее будет заменить европейские сыры, а главное — фрукты из Европы, признает она. В некоторые сезоны поставки европейских фруктов занимали до 50% в общих закупках.В качестве альтернативы «Дикси» рассматривает страны Азии, Латинской Америки, Африки, увеличение поставок от российских партнеров – из Кубани, Краснодарского и Ставропольского краев, а также производителей из Сербии, Македонии, Турции, Белоруссии, перечисляет Куманина. «Вероятнее всего, потребители не испытают дискомфорта, наоборот, рынок получит возможность предложить покупателю новые бренды, новые продукты и вкусы. А отечественные производители получат еще больше полочного пространства», — сохраняет оптимизм представитель «Дикси».
Германская Metro также начала искать новых поставщиков. С момента выхода на российский рынок компания закупает большинство товаров в России, утверждает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям российского подразделения Metro Cash & Carry Оксана Токарева: «Мы полагаем, что эта ситуация будет иметь ограниченное влияние на наш операционный бизнес в стране, хотя на определенных категориях товаров ограничения по импорту будут сказываться непосредственно».
Ограничение на ввоз продукции может найти отражение и в росте цен на сезонную продукцию, молочную и плодово-овощную продукцию, если он не будет ограничен государством, считает Арутюнова. В условиях, когда одновременно происходит девальвация рубля и введены столь резкие ограничения на поставки из целого ряда стран, избежать повышения цен на мясную и молочную продукцию избежать не удастся, соглашается гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его прогнозу, в августе-сентябре цены в этих товарных группах вырастут не менее чем на 5-10%. «По фруктам и овощам ситуация может быть несколько сглажена в связи с сезоном сбора урожая в России, когда традиционно импортные поставки сокращаются, но менталитет российских оптовиков, скорее всего, приведет к повышению отпускных цен и вынужденному повышению цен на полках», – считает Бурмистров.
Сами ретейлеры пока обещают приложить усилия и не допустить резкого роста цен на товары, попавшие под санкции.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что в ситуации возможного расширения списков запрещенных к импорту продуктов и стран-экспортеров предсказать последствия сложно. «Компании будут приспосабливаться к новой рыночной ситуации, искать альтернативные источники продовольствия, в отдельных случаях это может привести к увеличению операционных издержек. А риск ускоряющейся инфляции может отразиться на потребителях, ослабив их покупательскую способность. Целиком переложить на них рост своих издержек ритейлеры в этой ситуации не смогут», – говорит эксперт.
Министр сельского хозяйства Николай Федоров сегодня попытался успокоить журналистов заявлением о том, что перечень санкционных товаров еще может измениться, но речь, скорее, пойдет о его сужении, а не наоборот.
Анна Левинская
Год без еды: какие продукты россияне не увидят на полках
Назад
Далее