Глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский
Близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ рекомендует смягчить муниципальный фильтр, который должны проходить кандидаты в губернаторы. Эксперты призывают, во-первых, снизить до 50% число муниципальных образований, где кандидаты должны собирать подписи, во-вторых, лишить губернаторов возможности резервировать для себя излишнее число подписей и лишать оппонентов шансов на регистрацию, а для борьбы с «имитационными» партиями – ограничить их право выдвигать кандидатов, если партию ранее не поддержали избиратели.
Смягчить практику применения муниципального фильтра Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) предлагает в докладе об избирательном цикле 2014 года «Институциональное значение региональных и муниципальных выборов для развития партийной и избирательной систем». Документ будет опубликован в ближайшие дни и представлен для обсуждения властью, всеми участниками избирательного процесса и экспертами, рассказал РБК глава фонда Дмитрий Бадовский.
В целом введение муниципального фильтра при возвращении прямых губернаторских выборов в 2012 году себя оправдало, следует из документа. Реализована обозначенная Владимиром Путиным стратегическая цель – обеспечить защиту от проникновения во власть кандидатов с криминальными, радикальными и сепаратистскими взглядами, считают авторы. Благодаря фильтру в этом году не было зафиксировано случаев регистрации «кандидатов-двойников», «киллеров» или профессиональных политтехнологов против основных кандидатов, констатируют авторы.
Но проблемы при сборе подписей муниципальных депутатов у кандидатов в губернаторы периодически возникают, и их нужно решать, считают авторы.
Что смягчить
В первую очередь, нужно смягчить территориальный фильтр, снизив с 75% до 50% число муниципальных образований верхнего уровня (муниципальных районов и городских округов), где кандидат собирает подписи для выдвижения. До сих пор оппозиционные кандидаты периодически жаловались, что могут собрать положенные по закону подписи 5-10% муниципальных депутатов, но требование собрать подписи в 75% муниципалитетах верхнего уровня становится непреодолимой преградой. В докладе подчеркивается, что снижение общего числа подписей не предотвратит попытки создания местными властями искусственных барьеров.
Также эксперты предлагают на выбор несколько вариантов для решения проблемы сбора властями лишних подписей. Сейчас главы субъектов собирают куда больше «автографов», чем положено по закону (так поступил, например, губернатор Коми Вячеслав Гайзер), в избирком сдают только необходимое число подписей, но оппозиционеры просить о помощи у «лишних» депутатов уже не могут.
Для предотвращения этой практики ИСЭПИ предлагает ввести правило «двух последовательных подписей»: депутат, подписываясь в поддержку одного кандидата, может указать еще и второго на случай, если первый не воспользуется его «автографом», по какой-либо причине прекратит участие в выборах или не сможет зарегистрироваться. В качестве альтернативы этой идее эксперты предлагают либо обнулять подписи, которыми кандидат не воспользовался, либо разрешить самим депутатам отзывать подпись, которая не понадобилась кандидату.
Поправки из-за реформы МСУ
В ИСЭПИ отмечают, что необходимость внести дополнительные поправки в фильтр возникает и после принятия поправок в закон об МСУ, которые предполагают введение двухуровневой системы в городах (население избирает районных депутатов, а те делегируют представителей в гордуму). В Челябинске, где такую систему уже ввели, число депутатов увеличится с 36 до 170. Соответственно, при сохранении действующего порога муниципального фильтра (5-10%) вырастет и общее число подписей, которое кандидат должен собрать.
Эксперты ИСЭПИ рекомендуют регионам с новой системой МСУ снижать муниципальный фильтр до нижнего предела – 5-6%. Кроме того, при системе делегирования один и тот же депутат будет входить и в районную, и городскую Думу, поэтому в законе надо прописать, что такие избранники не могут дважды давать подпись.
Из-за увеличения числа депутатов на сам сбор подписей кандидатам нужно дать на 20 дней больше, а для этого надо объявлять избирательную кампанию за 120-110 дней, а не за 100-90 дней как сейчас, говорится в докладе. На определенных территориях кандидаты должны собирать подписи одновременно в формате «публичных праймериз», что, по замыслу авторов, обеспечит большую информационную прозрачность процесса.
Фильтр для партий
Отдельно в докладе предлагается ограничить число партий, которые имеют право выдвигать кандидатов в губернаторы, теми политическими силами, у которых есть хотя бы один муниципальный депутат любого уровня в регионе выдвижения или которые получили на последних выборах поддержку не менее 0,5% от общего числа избирателей на последних муниципальных выборах.
Взамен ужесточения эксперты предлагают обязать вводящие такую систему регионы разрешить участие в выборах губернаторов самовыдвиженцам. Пока самовыдвижение разрешено только в трех регионах – Москве, Ярославской и Кировской областях. Такие кандидаты должны будут собрать не только подписи муниципальных депутатов, но еще и подписи простых избирателей.
Необходимость этого изменения в ИСЭПИ объясняют появлением большого количества «имитационных партий», которые выдвигают кандидатов в губернаторы исключительно для пиара, а в случае усиления кандидата легко снимают его с выборов под давлением местных властей. Так поступила «Гражданская сила» в Башкирии, отказавшись от поддержки бывшего премьера республики Раиля Сарбаева, указывается в докладе. Сейчас квалификационные требования для партий действуют только при выдвижении кандидатов на парламентских выборах.
Конкуренция без восторгов
Указанные в докладе меры призваны помочь реализовать в регионах курс федеральной власти на конкурентные выборы и снизить эффективность попыток административного ограничения конкуренции на местах, говорит директор ИСЭПИ по исследованиям Александр Пожалов.
Губернаторы вряд ли встретят предложения с восторгом, они идут на всевозможные уловки, чтобы победить, хотя Кремль советует им проводить выборы совсем по-другому, считает политолог Николай Миронов.
Смягчать и изменять муниципальный фильтр нет никакого смысла, его нужно просто отменить, считает кандидат от «Справедливой России» на выборах губернатора Астраханской области Олег Шеин. Фильтр – ошибочная и ненужная практика, особенно для парламентских партий, доказавших состоятельность на выборах в Госдуму, отмечает он.
ИСЭПИ ранее уже выдвигал инициативы, которые позже были реализованы властями. В частности, фонд предлагал перенести на этот год значительную часть выборных кампаний (в этом году избираются 30 губернаторов). Он же выступал одним из основных авторов реформы МСУ. Корректировать муниципальный фильтр ИСЭПИ также ранее предлагал, но соответствующие законодательные инициативы в Думу пока не поступали.
Михаил Рубин