Правительство Крыма получило право принудительного выкупа «стратегических объектов». Формулировка документа такова, что под его действие может попасть не только земля или недвижимость, но и любая компания, предупреждают юристы.
Согласно закону «Об особенностях выкупа стратегических объектов в Республике Крым», объекты, «где возникли обстоятельства угрозы жизни, здоровью населения, экономической безопасности государства, нормального функционирования объектов жизнедеятельности, техногенной и экологической катастрофы», могут быть принудительно выкуплены у собственника. Для этого объект должен попасть в перечень, составляемый Советом министров полуострова. Его собственник должен быть уведомлен о начале процедуры выкупа за пять дней, ему положена компенсация, которая устанавливается властями Крыма на основании оценки, проведенной независимым оценщиком. Порядок оспаривания такой оценки в документе не прописан.
Определения стратегических объектов в законе нет. «Российское законодательство не содержит каких-либо положений о выкупе стратегических объектов», — говорит старший юрист практики недвижимости юридической фирмы Sameta Константин Гуричев.
В Гражданском и Земельном кодексах закреплены нормы о выкупе земельных участков для государственных и муниципальных нужд. При этом приведен их исчерпывающий перечень. В соответствии со ст. 279 ГК решение о выкупе участка принимается органами исполнительной власти, а собственник жилья должен быть предупрежден не позднее чем за год властями о будущем изъятии. Выкупить такой участок раньше государство может только с согласия собственника. Если собственник и государство не могут договориться об условиях сделки, то власти могут предъявить иск в суд о выкупе земельного участка.
Существуют также отдельные законы для ускоренной процедуры изъятия участков для государственных нужд. Они были приняты для регулирования земельных отношений в зоне Олимпийских игр в Сочи и на территории Новой Москвы. В Сочи государство формировало «маневренный фонд» жилых помещений, предназначенный для предоставления квартир гражданам, жилье которых было изъято. Аналогичная процедура проводилась по отношению к земельным участкам собственников.
«Обычно власти пользуются процедурой Гражданского кодекса, а для ускоренной покупки принимают именно федеральные законы, тогда как в данном случае закон приняли местные власти», — удивляется партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов. Такое право на переходный период им дал закон о принятии Крыма в Российскую Федерацию. Его ст. 23 дает право местным властям руководствоваться собственными законами на переходный период до 2015 года по отношению к компаниям, которые еще не перерегистрировались в российской юрисдикции.
Нечеткость формулировок позволяет крымским властям трактовать положения нового закона как право выкупа в собственность региона не только земли, но и компаний. «Создается тревожное ощущение, так как стратегическим объектом могут признать колхоз или виноградник», — считает Боломатов. И.о. главы республики Сергей Аксенов уже заявил, что, возможно, выкуп будет применен к отдельным предприятиям: «Называть их пока не буду, потому что не хочу устраивать ажиотаж на рынке» (цитата по ИТАР-ТАСС).
Ранее Аксенов заявлял, что выкуп будет касаться преимущественно естественных монополий. «Речь идет о естественных монополиях, которые были созданы во время нахождения Крыма на территории государства Украина, которые осуществляют услуги связи, энергетики и так далее, от деятельности которых зависит обеспечение жизнедеятельности крымчан», — уточнял он.
Спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов отметил, что сейчас рабочая группа Совмина Крыма проводит проверку правового состояния предприятий. Зампред Совета министров Крыма Евгения Бавыкина рассказала «Российской газете», что львиная доля стратегических предприятий находится в руках акционеров, не подконтрольных России, «что не позволяет влиять на их деятельность». В качестве примера она приводила «ДТЭК Крымэнерго», «Укртелеком», «почти 93% акций которого находится в частных руках, хотя предприятие можно считать стратегическим для Крыма», и «Крымгаз».
«Всем хотелось бы увидеть, как эта схема будет работать. У тех предпринимателей, которые уже знают о законе, есть опасения, что будут злоупотребления и рейдерские захваты собственности», — говорит председатель крымского регионального отделения «Деловой России» Алексей Гринцевич.
Юлия Забавина, Дмитрий Коптюбенко