По итогам первого полугодия 2014 года доля российских фильмов в общем бокс-офисе составила почти 24% против 18% годом ранее. Но это заслуга прежде всего января—марта, когда на экраны вышло сразу несколько успешных отечественных премьер, в апреле—июне серьезных конкурентов у голливудских блокбастеров не было.
Кассовые сборы российских кинофильмов за первое полугодие этого года достигли 5,8 млрд руб., что почти на 49% больше, чем за аналогичный период 2013 года, подсчитала исследовательская компания Movie Research. В топ-10 по итогам января—июня присутствуют сразу две отечественные картины — «Вий» (сборы — 1,199 млрд руб.) и третья часть новогодней франшизы «Елки» (895 млн руб. без учета сборов в последний уикенд 2013 года). В общем бокс-офисе доля российского кино достигла 23,7%, когда годом ранее она была только 18,1%. Отечественные фильмы в первом полугодии посмотрели почти 24,9 млн человек, иностранные — 69,8 млн.
Но такой заметный рост связан прежде всего с чрезвычайно успешным первым кварталом. В январе—марте этого года доля российского кино в общих сборах и вовсе равнялась 34%. Бокс-офис отечественных картин тогда составил 4,8 млрд руб., что на 68% больше аналогичного показателя 2013 года. Вызвано это было обилием российских премьер: наряду с уже упомянутыми «Вием» и «Елками» в январе—марте на экраны вышли также очередная анимационная франшиза «Иван Царевич и Серый Волк» (сборы — 526 млн руб. без учета последнего уикенда 2013 года), комедии «В спорте только девушки» (сборы — 251 млн руб.), «Друзья друзей» (270 млн руб.) и «Легко на помине» (197 млн руб.). Такое количество отечественных картин зимой беспрецедентно для рынка, констатирует исполнительный директор Movie Research Александр Лужин.
Второй квартал оказался уже не таким успешным для российских продюсеров. Хороший результат показала комедия «Кухня в Париже» от Yellow, Black and White и телеканала СТС, которая стартовала в майские праздники и собрала 500 млн руб. В десятку самых кассовых российских картин этого года попала и комедия «Скорый «Москва—Россия», которая вышла в прокат в середине апреля и заработала 188 млн руб. В апреле—июне на первый план вышли иностранные блокбастеры, напоминает Лужин. В конце мая стартовала «Малефисента» с Анджелиной Джоли по мотивам диснеевской «Спящей красавицы». Прокат ленты еще продолжается, но картина уже заняла первую строчку самых кассовых релизов этого года с 1,26 млрд руб. Кроме того, в конце мая вышло продолжение франшизы «Люди Икс: Дни минувшего будущего», чьи сборы сейчас достигли 776 млн руб. А стартовавшая в конце июня четвертая часть «Трансформеров» уже собрала 747,5 млн руб.
С апреля доля российского кино традиционно падает, указывает гендиректор Bazelevs Distribution Десислава Медкова, оговариваясь, что исключением стал только 2012 год, когда в прокат вышла «Легенда №17″. Дистрибьюторы не рискуют ставить в прокат отечественные картины летом, когда выходят очередные части блокбастеров «Трансформеры» или «Люди Икс», поясняет Медкова. Третий квартал — также традиционное время для голливудских блокбастеров, добавляет Лужин. В июле выйдет новая версия «Планеты обезьян», фантастический боевик «Стражи галактики» и продолжение франшизы «Шаг вперед: все или ничего».
Доля российского кино в общем прокате начнет расти осенью, говорит Медкова. Только у Bazelevs Distribution на конец года заявлены продолжения комедии «Горько» (первая часть собрала в прошлом году 811,1 млн руб.) и «Елки 1914″.
Катерина Китаева