ФАС может поддержать «Роснефть» в споре с Газпромом за доступ к сахалинской трубе и обязать газового монополиста прокачивать ее газ на острове.
Газпром настаивает на том, что в трубе нет свободных мощностей, но если Антимонопольная служба выпишет предписание, то его «дочке» Sakhalin Energy грозит оборотный штраф.
«Роснефть» в апреле обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на Sakhalin Energy (50% плюс одна акция принадлежит Газпрому, 27,5% минус одна акция — у Shell), которая отказывает ей в доступе к трубе, идущей с севера на юг Сахалина. Нефтяная компания вместе с Exxon собирается построить завод «Дальневосточный СПГ» мощностью 5 млн т на юге Сахалина, на котором будет сжижаться газ с месторождений проекта «Сахалин-1″, находящихся на севере острова. Строительство новой транспортной инфраструктуры очень сильно ухудшило бы экономику проекта «Роснефти», поэтому она просит признать трубу Sakhalin Energy региональным субъектом естественной монополии и частью единой системы газоснабжения.
ФАС сейчас проводит исследование вопроса доступа «Роснефти» к трубе Газпрома, предварительно можно сказать, возможно, что со стороны Sakhalin Energy есть нарушение, сказал РБК представитель службы. В случае подтверждения признаков нарушения ФАС примет меры антимонопольного реагирования — обяжет принять газ в систему трубопроводов Sakhalin Energy, и если этого не будет сделано, будет наложен оборотный штраф, добавил собеседник РБК.
Зампред правления Газпрома Александр Медведев сказал в пятницу РБК: «Мы (Sakhalin Energy) — акционерная компания, нас обязать никто не может». А предправления Газпрома Алексей Миллер, комментируя в пятницу претензии «Роснефти», подчеркнул, что газопровод Sakhalin Energy не входит в единую систему газоснабжения, поэтому к ней не применяются правила недискриминационного доступа.
К тому же Sakhalin Energy сама планирует расширять мощности по сжижению газа в рамках «Сахалин-2″ (на 5 млн т), и газопровод будет востребован под этот проект, сказал он. Решение о строительстве третьей очереди «Сахалин-2″ может быть принято до конца 2015 года, уточнил Медведев. Если решение не будет принято, «приходите, мы поговорим», добавил он.
Отказывая «Роснефти» в доступе к трубе, Газпром и Shell хотят использовать газ с месторождений проекта «Сахалин-1″ для третьей очереди «Сахалин-2″. Расширение проекта обсуждалось в апреле на встрече гендиректора Shell Бена ван Бердена с президентом Владимиром Путиным, на которой также присутствовали министр энергетики Александр Новак, президент «Роснефти» Игорь Сечин и Миллер. Российский лидер тогда пообещал Shell «оказать необходимое административное сопровождение и поддержку». Но Сечин отдельно обращался за поддержкой к Путину и премьеру Дмитрию Медведеву. Разобраться в споре о ресурсах «Сахалин-1″ и доступе к трубе было поручено Новаку. Минэнерго пока не получило предложений от «Роснефти» и Газпрома, сказал представитель ведомства.
Сечин в пятницу заявил, что «Роснефть» готова «с прибылью» продавать Газпрому газ с месторождений проекта «Сахалин-1″. Но, «к сожалению, цена, которую предлагает Газпром, абсолютно не устраивает участников проекта», сказал он. Поэтому, по его мнению, единственное решение — самостоятельная продажа газа. Он выразил уверенность, что вопрос по доступу к трубе будет обязательно решен.
Источник в ФАС надеется, что окончательное решение о наличии или отсутствии нарушений в действиях Sakhalin Energy будет принято в середине июля.
История отношений «Роснефти» и Газпрома
Компания «Итера» с 2003 года не могла начать добычу на главном месторождении своей «дочки» Сибнефтегаз» Береговом, так как Газпром не давал доступа к трубе. В 2006 году «Итера» продала 51% «Сибнефтегаза» Газпромбанку за 131,5 млн долл., и добыча началась. С тех пор «Сибнефтегаз» еще несколько раз поменял владельцев и сейчас контролируется «Роснефтью».
Осенью 2009 года «Роснефть» пожаловалась в ФАС на Газпром, утверждая, что монополист отказывал ей в доступе в трубу. В заявлении компании говорилось, что в апреле—августе 2009 года Газпром ограничивал прием в свою газотранспортную систему газа с месторождений «Роснефти», обосновывая это снижением газопотребления на территории России. В итоге нефтяной компании пришлось сжигать невостребованный газ на факелах.
«Доступ к газотранспортной системе независимые производители получают только по согласованию с Газпромом, концерн сам решает, допускать ли производителя до трубы, и были случаи, когда Газпром «использовал свою власть», чтобы ограничить доступ независимым производителям», — предупреждала инвесторов в меморандуме к размещению облигаций ТНК-BP в январе 2010 года. К примеру, «Роспан», на который приходилось около 16% продаж газа ТНК-BP, за девять месяцев 2009 года снизил производство на 10,5%, до 1,7 млрд куб. м. И все из-за введенных ограничений на прокачку газа. С марта 2013 года ТНК-BP перешла под контроль «Роснефти».
Тимофей Дзядко, Елена Малышева