В 90-х из Таджикистана бежали из-за войны, но вот уже более 15 лет из страны уезжают просто потому, что так дальше жить нельзя…
В прошлые выходные республика лишилась одного из самых выдающихся деятелей культуры — Барзу Абдуразакова. Не сумев найти работу на родине, известный режиссер не исключает, что ему придется остаться за рубежом уже навсегда.
Его отъезд стал очередным в длинном списке уехавших уникальных специалистов, которых Таджикистан потерял за два десятка лет. Очередным, но далеко не последним…
В ПРОШЛОЕ воскресенье, 26 января, таджикский режиссер Барзу Абдуразаков вылетел в Бишкек. В столицу соседней республики он поехал по приглашению кыргызской стороны: в Бишкеке режиссер будет работать в Государственном академическом русском театре драмы им. Ч.Айтматова, здесь ему предложили вести собственный академический курс.
— Я должен работать, должен жить, в Таджикистане мое положение было слишком шатким, — признался в телефонном интервью «АП» Б.Абдуразаков. — Я выходил в мэрию с предложением создать студию, где я бы учил студентов Института искусства и желающих актерскому мастерству, но это предложение было оставлено без внимания.
Кыргызстан предложения Б. Абдуразакова давно не оставляет без внимания: в прошлом году он стал Режиссером года Кыргызской Республики. Два года назад Б.Абдуразаковым в бишкекском театре «Учур» был поставлен спектакль «Долгая-долгая дорога в Мекку», после чего Министерство культуры КР представило его на международном фестивале театрального искусства в Алматы, где работа таджикского режиссера получила первое место. Этот же спектакль Б.Абдуразакова первые места в различных номинациях получил на театральном фестивале уже в самом Бишкеке. Абдуразаков является обладателем и самой престижной кыргызской театральной премии – имени М. Рыскулова.
Причем Кыргызстан далеко не единственная страна, в которой Б.Абдуразакова знают, ценят и ждут: работы режиссера хорошо известны в России, в ряде стран Европы, в Узбекистане и Казахстане. Его пьеса «Исповедь», по которой им поставлен знаменитый спектакль (лауреат Гран-при имени Кирилла Лаврова на международном фестивале «Встречи в России»), была издана во Франции. Специалисты говорят, что это второй случай, когда произведение таджикского автора переводят на французский язык: первыми были «Воспоминания» Садриддина Айни. О том, что Абдуразакова приглашают возглавить ведущие российские и европейские театры, говорят и родные режиссера.
Через день после его отъезда в Министерстве культуры республики состоялась очередная пресс-конференция. Стандартно была поднята тема о нехватке кадров, которая особо ощутима в сфере театрального искусства.
Естественно, журналисты задали вопрос об отъезде таджикского режиссера.
— Один цветок не делает весны, — заявил министр культуры Шамсиддин Орумбеков, — один Абдуразаков не может решить всю проблему.
Просить Абдуразакова прокомментировать слова министра нет необходимости. Тему «одного цветка и целой весны» режиссер затрагивал и раньше. Например, когда в конце 2012 года находился на лечении в Москве, он проводил много встреч с земляками. Тогда была актуальна тема хорогских событий, тогда таджики, проживающие в Москве, сетовали на то, что во всем мире памирцы вышли к таджикским посольствам с требованием прекратить давление на ГБАО, но в Душанбе не состоялось ни одной подобной акции. «В те дни я был в Душанбе, но я же не мог ничего сделать один», — сказал кто-то из присутствующих на встрече с режиссером. «Если бы ты вышел один и сказал бы, то я умер бы дома со стыда и пришел бы тебя поддержать, — сказал Б.Абдуразаков. — И сотни, тысячи памирцев, которые увидели бы, что вот, мы с тобой стоим одни и защищаем весь народ, умерли бы дома со стыда и пришли бы к нам. Проблема в том, что в Таджикистане не осталось героев».
Эту идею Б. Абдуразаков высказывал и в многочисленных интервью таджикским СМИ. С этой же идеей, впервые за долгие годы, устроил аншлаг в Русском драматическом театре им. Вл. Маяковского, когда поставил нашумевший спектакль «Безумие. Год 93-й».
Впрочем, силы человека не безграничны, и всему приходит конец: Абдуразаков не исключает, что больше никогда не вернется на родину…
Потерянные горизонты
НЕСМОТРЯ на спокойствие Министерства культуры, отъезд Б. Абдуразакова вызвал серьезный резонанс среди таджикистанцев, проживающих как в республике, так и за ее пределами. В комментариях под информацией о том, что режиссер покинул Таджикистан, в социальных сетях и на сайтах таджикских СМИ ведутся долгие дискуссии на эту тему:
«Плохое начало дня и недели! Мне нас жаль. Надежда на будущее тоже покидает страну; видимо, это навсегда. С первых строк текут слезы – непроизвольно…» – Саодат С.С.
«Очень обидно, ведь чем больше уезжает образованных и интеллигентных людей, тем страшнее за Родину. Не хочется уезжать, но неужели придется?», — спрашивает Rano Bukharizoda.
«В лице Барзу таджикский театр теряет очень талантливого, глубоко думающего, а самое главное, высокопорядочного режиссера и человека. К сожалению, его недооценили, и он будет поднимать на высочайший уровень не свой, таджикский, а киргизский, русский или ещё какие-то театры. Поистине, в своем Отечестве не бывает пророков!» — утверждает Амаль Ханум Гаджиева.
Ни один из интернет-пользователей не посетовал, что Б.Абдуразаков совершает непатриотичный поступок, за них это сделали в Минкультуры.
— Истинный ценитель искусства и преданный режиссер не может покинуть свою родину, — сообщил на пресс-конференции первый замминистра Махмадсаид Пиров. — Если Барзу — патриот, он не должен ставить своей стране какие-то условия, а должен работать во благо процветания своей страны и продвижения ее культуры.
По словам Пирова, «непосредственно в Минкультуры насчет обеспечения работой Барзу Абдуразаков не обращался». «Но во время нашей беседы я сказал, что если у него будут какие-нибудь постановки, то министерство может поддержать его в этом, — говорит Пиров. — Однако он сказал, что пока никаких идей по поводу постановок у него нет, а сейчас в Бишкеке у него контракт».
Впрочем, причиной отъезда Абдуразакова может быть не только невостребованность на родине.
Известный таджикский журналист Темур Варки, который близко общается с режиссером, утверждает, что «последней каплей для него (Б.Абдуразакова, – прим. ред.) стала травля, угрозы, которые поступили после того, как он поддержал проект «Новый Таджикистан» и выступил в защиту оклеветанного Зайда Саидова. Ему прямо об этом сказали в весьма грубой форме: “ты нам здесь живой не нужен, работать мы тебе не дадим”». «Это просто, извините, скотство, когда какие-то неучи-держиморды смеют говорить от имени народа, нации, страны, кто нашей стране нужен, а кто нет. Такие люди, как Барзу, — штучный продукт в любой стране. Это лицо, имя и совесть нации, это послы нации в мире. Так обращаться с подобными людьми могут только временщики и проходимцы, иностранные агрессоры», — считает Варки.
Кстати, в Министерство культуры Кыргызстана с просьбой о работе Б.Абдуразаков тоже не обращался: соседняя страна, а также ряд других государств пригласили его сами. Как приглашали и сотни других выдающихся таджикистанцев, которые за 20 лет покинули родину и сумели достичь серьезных успехов во благо других стран.
— Каждый раз, когда планируем номер, нам приходится отыскивать героев для интервью за рубежом, — признается редактор таджикского глянцевого журнала VIPzone Манижа Курбанова. — В республике практически не осталось ярких личностей, которые могли бы быть интересными читателю. Теперь мы лишились и Барзу…
На страницах журнала, действительно, в разные годы появлялись интервью Валерия Ахадова, который в своих фильмах снимал одну из лучших французских актрис Анни Жирардо, Гули Мирзоевой – автора нашумевшего документального фильма «Горбачев. От первого лица», Алишера Латиф-заде, который в 2004 году получил в США статус «Музыкант с выдающимися способностями», Парвиза Назарова, который является звездой казахского шоу-бизнеса. Еще далеко за рубежом живут Олег Фезов, Бахтиёр Худоназаров, Фируз Бахор, Леонид Махкамов, Давлат Худоназаров, Ахмад Бакаев, Музафар Бурханов, а еще сотни успешных медиков, математиков, химиков, учителей, инженеров. В своих интервью различным СМИ они признаются, что тоскуют по родине, что учат детей и внуков говорить на таджикском языке, что справляют Навруз… Но их опыт перенимают молодые специалисты из других стран, и их достижения будут значиться в списке успехов зарубежных государств.
Миграция как катастрофа
ПОЖАЛУЙ, отъезд Барзу Абдуразакова в очередной раз подхлестнет популярную в Таджикистане тему «Пора валить». Ведь в социальных сетях, в транспорте или за дружескими посиделками большая часть граждан страны уже давно обсуждает пути выезда за рубеж. Растет число мигрантов, работает российская программа переселения соотечественников, увеличивается количество таджикистанцев, принимающих российское гражданство и по другим категориям. К примеру, общее количество принявших российское гражданство таджикистанцев только в 2012 году составило порядка 5 тысяч человек.
Недавнее исследование Международной организации по миграции (МОМ) и социальных органов Таджикистана и Кыргызстана дает основание утверждать, что сегодняшняя миграция может обернуться для этих государств национальной катастрофой.
Миграция становится причиной старения сельского населения, снижается количество человеческих ресурсов, которые могли бы работать на развитие своей страны.
Чтобы по-настоящему оценить масштаб упущенных возможностей, которые теряет государство, не ценящее своих граждан, достаточно обратиться к истории России. В 20-м веке эта страна потеряла целый пласт активного населения, из-за чего сейчас испытывает колоссальные трудности: гражданское общество отсутствует, демографическая ситуация ухудшается, экономика оставляет желать лучшего.
Кстати, этим упущенным возможностям даже есть конкретная цена: по специальной методике ООН сумма потерянной выгоды из-за отъезда одного специалиста с высшим образованием составляет для страны порядка $300 тысяч.
Впрочем, есть среди эмигрантов и штучные «продукты», стоимость которых не ограничивается даже этой немаленькой суммой. И Барзу Абдуразаков подходит именно под эту категорию, и масштаб упущенных возможностей из-за его отъезда Таджикистану будет довольно сложно подсчитать.
Конечно, если у кого-то появится желание это делать, если кому-то на родине покажется это важным…
ВРЕЗКИ:
Из интервью Б. Абдуразакова журналу VIPzone (2010 год)
«…И вдруг в 90-е все сломалось. Те, кто был в нашей стране с мозгами, – все убежали. Они все ушли, а те, кто был самым худшим, постепенно заняли их места, они стали преподавать, лечить, заниматься самыми важными сферами нашей жизни. Вы посмотрите: за 20 лет у нас не появилось ни одного по-настоящему талантливого человека! Интеллигенты ушли, пролетарии стали править. В СССР пролетарии не правили. Рядом с советскими пролетариями всегда был профессор Преображенский, если говорить образно. У нас нет Преображенского, у нас нет ни перед кем стыда, у нас нет Дмитрия Лихачева. Дмитрия Лихачева называли совестью русского народа. Назовите мне имя человека, которого можно было назвать совестью таджикского народа?»
…
«Как-то я пошел преподавать в Институт искусств. Просто, не за деньги, не потому, что у меня не было работы. Я захотел работать с нашими ребятами. Себе в помощники я взял на абсолютно добровольных началах свою знакомую из Ирана, двукратную чемпионку мира по кунг-фу. Чтобы она преподавала моим студентам актерскую пластику, потому что для будущих актеров это очень важно. Так вот, как-то ректор института спросил меня: кто это с тобой ходит? Я объяснил. Он попросил, чтобы она зашла к нему в кабинет, якобы заключить с ней контракт, зарплату начислить. Как я обрадовался! На всех парусах бросился к ней, отправил к ректору. Она пошла. Я ждал ее минут 40. Затем час, два. Ее все не было и не было. Когда я ей позвонил, она сказала, что ждет меня за воротами института. Я удивился, выскочил к ней, спросил, в чем дело. Оказалось, что она даже не дошла до кабинета ректора, по его приказу сторож вышвырнул эту женщину за порог. Боже, я был в бешенстве, заскочил к нему, высказал ему все, что думал, тотчас написал заявление и ушел. Мы пошли с ней домой. Вдруг она спросила: «А куда ты идешь?» «Как куда? Тебя выгнали, и я ушел», — ответил я. Она помолчала немного, а потом сказала: «Ты неправильно поступаешь. Когда ты делаешь шаг назад, твое место занимают они. Такие, как ты, смотрят на твой поступок и тоже делают шаг назад. И их место тоже занимают они. Вы проиграли свою страну, потому что такие, как ты, отступились и тем открыли путь недостойным. Потому проиграл ты… Потому вы проиграли!».