Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров направил в Генпрокуратуру запрос на проверку Twitter: он хочет выяснить, соблюдает ли социальная сеть законы о противодействии экстремизму в интернете. Днем ранее глава Роскомназдора Александр Жаров после встречи с представителями компании заявил, что 12 аккаунтов в Twitter, содержание которых Генпрокуратура признала экстремистским, могут быть удалены.
Федоров интересуется судьбой как раз этих 12 аккаунтов. «23 июня 2014г. администрация сети микроблогов Twitter отказалась выполнять требование Роскомназдора блокировать аккаунты, связанные с «Правым сектором» и аккаунты пользователей Twitter, распространяющих сообщения экстремистского содержания», — говорится в запросе парламентария (копия документа есть в распоряжении РБК).
Депутат требует заблокировать ресурс, если факт нарушения закона подтвердится. Что именно он требует заблокировать — конкретный аккаунт или Twitter вообще — Федоров не уточнил. Он считает, что это должны решить в Генпрокуратуре. «Если технически остановить публикацию экстремистских материалов можно только блокировкой всего Twitter, пусть блокируют. Если можно ограничиться аккаунтами, пусть будет так», — заявил Федоров РБК. Для борьбы с запрещенной информацией депутат предлагает блокировать вредные ресурсы не только в России, но и бороться с перепостами твитов, пришедших из других стран.
Twitter пока официально не отреагировал на претензии российских властей. Глава Роскомназдора Александр Жаров вчера по итогам встречи с представителями Twitter заявил, что ведомство «рассчитывает на положительное решение администрации ресурса об удалении указанных аккаунтов либо об ограничении доступа к ним на территории России». Сообщения о том, что сервис уже согласился удалить эти профайлы, Twitter опроверг: решения пока нет. Но депутата Федорова это не смущает. «Что мы теперь будем ждать, пока они будут разбираться, — хотят они исполнять российские законы или нет? Я не хочу ждать, пока Twitter решит, плевать ли ему на российское государство или нет», — объяснил свое решение немедленно написать в прокуратуру Федоров в разговоре с РБК.
Федоров требует проверить, не нарушает ли американская социальная сеть так называемый закон о блогерах и другие законодательные акты «по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Закон а блогерах, то есть соответствующие поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступают в силу только 1 августа 2014г.
Согласно документу, блогеры с аудиторией от 3 тыс. человек в день приравниваются к СМИ. В том же пакете поправок вводится понятие «организатор распространения информации» (под это определение попадают прежде всего социальные сети — они будут обязаны хранить в течение полугода данные о деятельности пользователей, причем хранить эту информацию нужно будет в России). Экстремизм в сети контролирует другой закон, вступивший в силу 1 февраля 2014г. Он предусматривает возможность блокировки интернет-ресурсов за «распространение призывов к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях».
Парламентарий Федоров получил известность после заявления о том, что в России существует «мощная пятая колонна СМИ».
Администрация Тwitter часто игнорировала требования Роскомнадзора об удалении информации, признанной российскими властями экстремистской. Об этом говорит и депутат в своем запросе. Но в последние месяцы социальная сеть стала идти навстречу российским властям. 19 мая Twitter заблокировал аккаунт украинского радикального движения «Правый сектор», лидер которого — Дмитрий Ярош — объявлен в розыск российскими правоохранительными органами, а 18 июня удалил ложный аккаунт главы Государственного совета Крыма Владимира Константинова.
Дарья Луганская