Эксперты Международного энергетического агентства предупреждают, что развитие газовых проектов в России может привести к переизбытку топлива на внутреннем рынке и за рубежом. Но на ценах это вряд ли скажется, отмечают российские аналитики: внутренние цены Газпрома контролируются правительством, а чтобы не допустить их снижения за рубежом монополия может регулировать добычу.
«На экспортных рынках маловероятно значительное повышение спроса на российский газ сверх уровня 153-167 млрд куб. м для Европы (категория «Дальнее зарубежье») и 55-60 млрд куб. м для стран бывшего Советского Союза. На этом фоне, по всей видимости, существующие объемы добычи и инвестиционные проекты в стадии реализации, которые при текущих ценах на внутреннем рынке уже рентабельны, в среднесрочной перспективе могут создать значительный переизбыток предложения по сравнению с ожидаемым спросом на внутреннем и экспортном рынках», — говорится в материалах к обзору энергетической политики России, представленному экспертами Международного энергетического агентства во вторник, передает Интерфакс.
При этом директор по энергетическим рынкам и безопасности МЭА Кейсуке Садамори призывал правительство России продолжить либерализацию экспорта газа, которая началась с отмены монополии Газпрома на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в конце прошлого года. «Было бы целесообразно обеспечить доступ к трубопроводам и хранилищам для независимых компаний», — сказал он. По словам эксперта, в России наблюдается дисбаланс между спросом и добычей из-за доминирующего положения Газпрома.
«На российском рынке уже наблюдается избыток предложения газа: добыча газа растет, особенно у независимых производителей газа, спрос на внутреннем рынке снижается», — отметила старший аналитик энергетического центра «Сколково» Мария Белова. Но на ценах на внутреннем рынке это не отражается, так как оптовые цены Газпрома регулируются правительством, напомнила она. Правительство сейчас должно определиться с новыми принципами ценообразования для внутреннего рынка газа, что обсуждалось на президентской комиссии в Астрахани (в частности, возможность снижать нижнюю границу цены), добавила аналитик. От этого выбора будет зависеть, что произойдет с внутренним спросом и добычей газа.
А замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что переизбытка газа российских производителей не будет: при необходимости они могут снижать объем добычи. Но если спрос вырастет, у компаний, прежде всего у Газпрома, существуют резервные мощности, с помощью которых его можно быстро удовлетворить, продолжил эксперт. Так, в прошлом году у Европы возникли проблемы с закупкой трубопроводного газа и СПГ в Норвегии и Алжире, и Газпром с легкостью компенсировал эти потери, увеличив экспорт на 20 млрд куб. м — до 161,5 млрд куб. м.
Избытка газа не стоит ожидать и на восточном направлении, потому что там ресурсы разрабатываются под поставки в Китай и другие азиатские страны, а также для газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока, добавил Гривач. К тому же предпринимаются попытки по увеличению спроса на газ в России — развитие газомоторного топлива и меры по ограничению цен на газ.
МЭА также прогнозирует, что добыча нефти на Арктическом шельфе через 20 лет будет почти в пять раз меньше, чем предусмотрено Энергостратегией России до 2035г., — 0,11 млн барр. в сутки, или 1,1% совокупной добычи к 2035г. против ожидаемых 5%. Такой скромный прогноз эксперты МЭА объясняют слабой изученностью региона и ограничением доступа к шельфовым проектам: в Арктике могут работать только «Роснефть» и Газпром.
Эти причины сомнительны и недостаточно аргументированны, заявил президент фонда «Институт энергетики и финансов», советник президента «Роснефти» Владимир Фейгин, передает Интерфакс. В России действует привлекательный режим работы на шельфе (снижены административные ограничения для разработки месторождений, упрощен режим операторских соглашений и вычетов доходов из налогооблагаемой базы), а также предприняты меры, облегчающие вхождение международных партнеров в крупные проекты, указал он. Так, «Роснефть» уже договорилась о работе на шельфе с ExxonMobil, Statoil и Eni.
А гендиректор Российского энергетического агентства Минэнерго Анатолий Тихонов сказал, что министерство будет учитывать большую часть рекомендаций МЭА. На вопрос, относится ли это к рекомендациям о допуске частных компаний к шельфу и либерализации экспорта газа, он ответил: «У нас нет ничего невозможного. Жизнь, она, видите, какая — динамичная». Впрочем, внесение изменений в Энергостратегию России, по его словам, не планируется.
Тимофей Дзядко