Бизнес не смог переубедить Минфин изменить концепцию закона о контролируемых иностранных компаниях — ключевого документа в борьбе с офшорами. В поступившем в правительство проекте осталось требование заплатить налоги со всех зарубежных активов, в которых у российских бенефициаров есть хотя бы 10%.
Минфин внес в правительство доработанный проект закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК) (копия документа есть у РБК). Его разработали после объявленной Владимиром Путиным в декабре прошлого года кампании по деофшоризации экономики. По поручению президента правительство должно подготовить итоговый вариант законопроекта до 15 июля, пояснил РБК глава профильного департамента Минфина Илья Трунин.
Первая версия проекта была опубликована 18 марта, она вызвала активную полемику в бизнес-кругах. Свои предложения по доработке закона в Минфин направили Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и РСПП. Некоторые из них были учтены, но основное требование документа, против которого выступали компании, осталось неизменным.
Минфин предлагает обязать юридические лица и граждан заплатить налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний из офшорных юрисдикций, в которых они имеют от 10% уставного капитала. Деловые организации ратовали за повышение порога контроля до 50%. В законопроекте, внесенном в правительство, он остался на прежнем уровне.
Сохранился в итоговом варианте и такой важный для бизнеса момент, как обязательное уведомление налоговиков о владении хотя бы 1% в КИК, притом что «Деловая Россия» предлагала поднять порог до 25%, а ТПП — вообще отказаться от уведомлений. Единственное исключение будет сделано для компаний, которые торгуются на международных биржах.
Зато Минфин решил отказаться от отдельного черного списка офшоров. О значительном расширении (сейчас в нем 41 страна) перечня запретных юрисдикций в Минфине действительно думали. Так, 23 апреля замминистра финансов Серей Шаталов, курирующий этот проект, говорил на конференции Ассоциации европейского бизнеса, что Минфин разрабатывает новый список офшоров, в который войдет более 60 стран, рассказывал ранее РБК участник конференции. Многие опасались, что в него попадет Кипр.
«Мы понимали, что этот список должен быть либо очень широким, что вряд ли возможно, либо фрагментарным. Если мы будем говорить, что туда входит страна Х, но не все организации, которые могут быть там зарегистрированы, а только определенные фонды, трасты и спецрежимы, это очень сложно», — пояснил РБК Трунин.
По его словам, черный список используют только Италия и Казахстан, в то время как большинство стран применяет «белый» список. В законопроекте это учтено. Компанию нельзя будет признать контролируемой, если она зарегистрирована в стране, не предоставляющей льготный режим налогообложения доходов.
Соответствующий «белый» список Минфин подготовит.
Уступкой бизнесу можно назвать и порядок определения доли владения в контролируемой компании. Раньше Минфин настаивал, что если нельзя определить долю конкретного бенефициара, то налог на прибыль ему нужно будет заплатить, как если бы он владеет всей компанией. Теперь речь идет об исчислении прибыли КИК пропорционально количеству участников или в соответствии с внутренними документами этой контролируемой иностранной компании.
Еще одно послабление — Минфин не будет считать компанию контролируемой, если бенефициар владеет ею через компанию, которая торгуется на бирже или входит в список стран, не предоставляющих льготный режим налогообложения доходов.
Крупный бизнес настороженно относится к предложениям Минфина. «(Законопроект. — Примеч. РБК), в первую очередь, должен быть направлен на прозрачность, повышение качества управления, расширение форматов структурирования сделок и бизнеса и т. д. На сегодняшний день эта большая часть деофшоризации пропадает, на первый план выходит фискальная часть», — сказал РБК совладелец «Реновы» Виктор Вексельберг.
«Деофшоризация — процесс нормальный и естественный. Другое дело, что проект закона содержит технические перегибы. Но, мне кажется, по этим вопросам мы достучимся до правительства», — оптимистичен основной владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. РСПП новый проект пока не комментирует.
Алиса Штыкина