Сделка с Китаем может обернуться для Газпрома потерянными $14 млрд

Газпром в пятницу дал старт проекту поставки газа в Китай. С учетом обещанного аванса от покупателей на 25 млрд долл. перед ним не стоит вопрос, где найти деньги на первоначальные инвестиции. Но долгосрочные выгоды от восточного мегапроекта сомнительны — приведенная к сегодняшнему дню прибыль концерна на 14 млрд долл. меньше затрат, подсчитали аналитики UBS. Зато в прибыли может остаться «Роснефть».

Где взять деньги

В этом году газовая монополия уже увеличивает инвестпрограмму на 150 млрд руб. с нынешних 806 млрд, сообщил Интерфакс со ссылкой на источник в руководстве компании. Причем это еще не окончательная цифра. По словам собеседника агентства, глава Газпрома Алексей Миллер дал поручения подготовить новые предложения по корректировке инвестпрограммы в связи с подписанным контрактом на поставку газа в Китай.

После церемонии подписания контракта с CNPC в Шанхае в начале прошлой недели президент России Владимир Путин сказал, что совокупные инвестиции в разработку ресурсной базы и трубопроводов для поставок газа в Китай составят 70 млрд долл., из них 55 млрд — российские.

В пятницу глава «Газпром экспорта» Александр Медведев сообщил, что «принципиально согласован» аванс от китайцев на 25 млрд долл. Остальные деньги Газпром найдет без труда. Кап­вложения компании в прошлом году составили 40 млрд долл., свободный денежный поток после капиталовложений и дивидендов — на уровне 7 млрд долл., еще свыше 20 млрд долл. денежных средств было у компании на конец 2013 года, подсчитали эксперты Fitch Ratings.

Учитывая падение инвестиций компании на фоне завершения основных проектов Ямала, ей может хватить собственных средств на инвестиции для организации поставок газа в Китай, но только если не будут повышаться налоги и экспорт в Европу сохранится на текущем уровне, полагает аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин. Это может означать отсутствие средств на выплату дивидендов: для этого придется занимать (минимум 5 млрд долл.), говорит эксперт.

Получение займов на внешних рынках может быть осложнено из-за ситуации вокруг Украины. Дополнительные проблемы могут возникнуть при существенном — на 20—30% — снижении цен на нефть. «В этом случае есть оперативная опция по увеличению тарифов на газ», — отмечает управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев. Правительству придется повышать цену на газ в России, вернувшись к идее равнодоходности цен на газ на внутреннем и внешнем рынках, соглашается директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

На что потратить

Основная ресурсная база для газового контракта с Китаем — громадное Чаяндинское месторождение. С точки зрения геологии добывать газ с него сложно, кроме того, 32% его запасов относятся к категории C1, остальные, менее изученные, — к категории C2. Это означает, что Газпрому понадобятся деньги на дополнительные исследования, пишут аналитики UBS. По оценкам RusEnergy, инвестиции в добычу с Чаянды составят 14,8—16,7 млрд долл.

На втором этапе проекта добыча должна начаться с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Стоимость его освоения RusEnergy оценивает в 14,4—16,2 млрд долл. Также Газпром должен построить газоперерабатывающий завод в Белогорске. Собственная оценка инвестиций Газпрома в него составляла около 17 млрд долл., оценка RusEnergy — от 13 до 21 млрд долл.

Самая затратная часть — газопровод «Сила Сибири», который станет центральной артерией для газовой промышленности Восточной Сибири. Он будет построен в два этапа. Сначала труба протяженностью 2,2 тыс. км соединит Чаяндинское и другие месторождения Якутии с Белогорским заводом. Затем будет построен отрезок от Ковыкты до Чаянды длиной почти 800 км. В RusEnergy ожидают, что все вместе это будет стоить 40 млрд долл. Аналитики UBS оценивают затраты на первый этап в 33 млрд, второй — в 6 млрд долл.

Как не уйти в минус

По оценкам Bank of America Merrill Lynch, проект будет иметь положительную рентабельность. С учетом того что труба будет постепенно выходить на полную загрузку, всего по контракту будет поставлено около 1 трлн куб. м газа. Тогда средняя величина поставок может составить 380—400 долл. за 1 тыс. куб. м, а чистая приведенная стоимость (NPV) проекта составит 3,2 млрд долл. за весь срок контракта даже без учета льгот.

Но чиновники не подтверждают такую цену. Она близка к 350 долл., сообщил министр энергетики России Александр Новак. Глава «Газпром экспорта» Александр Медведев, отвечая в пятницу на вопрос, будет ли цена превышать 350 долл., сказал: «Еще как!» — но не назвал точную оценку. Если стоимость будет ближе к 350 долл., то с учетом предоплаты в 25 млрд (ее можно рассматривать как долг по низкой ставке) и налоговых льгот NPV может составить около 2 млрд долл., говорят аналитики Merrill Lynch Карен Костанян и Антон Федотов.

«Договоренности с Китаем полностью соответствуют нашим критериям по эффективности проектов», — заявил РБК официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов. В пятницу, на фоне новостей о цене газа, близкой к 350 долл., акции концерна снизились на 0,33% в течение дня, до 144,3 руб. За последние два месяца акции Газпрома выросли на 15%, и сделка была учтена в этом росте, полагает аналитик «ВТБ Капитала» Дмитрий Лукашов.

Что дальше

В ближайшие годы Газпром должен будет потратиться на инфраструктуру не только для трубопроводных поставок газа в Китай. На Дальнем Востоке у него есть шельфовый проект «Сахалин-3″, инвестиции в который могут составить около 10 млрд долл. Газ с Сахалина будет поставляться по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В него уже инвестировано около 10 млрд долл., но он требует дополнительных затрат еще на сумму 5—6 млрд, оценивают аналитики UBS.

Еще 15 млрд долл. может потребоваться на мощности по сжижению сахалинского газа во Владивостоке. В перспективе может быть построено ответвление от газопровода «Сила Сибири» до Владивостока, тогда восточный мегапроект станет единым целым. В модели UBS не учитываются расходы на этот трубопровод. Но и без учета него общие инвестиции Газпрома в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составят 107 млрд долл., включая 17 млрд эксплуатационных расходов.

Инвестиции в восточный мегапроект невыгодны для Газпрома, делают вывод аналитики UBS. По их оценкам, приведенная к сегодняшнему дню прибыль монополии за вычетом инвестиций будет отрицательной. NPV составляет 14 млрд долл. Проект может стать прибыльным только при условии отмены экспортной пошлины на трубопроводный газ, считают эксперты. Но пока российские власти согласились только на нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для «китайских» месторождений.

Это, впрочем, не означает, что Газ­пром не должен был пойти на сделку с китайцами. «Поворот на Восток» — дорогое удовольствие для монополии, но в долгосрочной перспективе он усилит позиции России на премиальном восточном газовом рынке, считают в UBS.

Еще больше выгод —для контролирующего акционера Газпрома — Российской Федерации. «Мы верим, что восточный мегапроект принесет благо для России. Расходы на дорогую газовую инфраструктуру в Восточной Сибири стимулируют спрос на товары российского производства (трубы, компрессоры и т.д.) и создадут новые рабочие места. Это станет демонстрацией приверженности правительства развивать восточные регионы страны», — пишут эксперты UBS в аналитической записке по поводу газового контракта.

Очевидные бенефициары — производители труб. Трубная металлургическая компания, «Северсталь» и Магнитогорский меткомбинат в совокупности могут претендовать на контракты стоимостью 5,7 млрд долл. Еще больше выгод может получить «Роснефть». Ранее представители Минэнерго говорили, что при посредничестве Газпрома независимые производители газа смогут поставлять по «Силе Сибири» до 25 млрд куб. м газа, из них «Роснефть» — 18 млрд. По оценкам UBS, EBITDA госкомпании от такого контракта может превысить 2,5 млрд долл.

Дмитрий Коптюбенко, Марина Коцубинская, Тимофей Дзядко