В четверг, 22 мая, «Ростелеком» представил государственный поисковик «Спутник» (sputnik.ru) и пообещал, что за четыре года проект войдет в топ-10 интернет-площадок в России.
Над поисковиком работают около 150 специалистов, в том числе разработчики из российских интернет-компаний, среди которых бывшие сотрудники «Яндекса» и Mail.ru Group, рассказал РБК представитель Sputnik.ru Дмитрий Чистов. По его словам, в режиме бета-версии (ограниченной по функциональности) продукт будет работать до конца года. До этого времени в нем не будет рекламы. Если какой-то из сервисов «не выстрелит», то его будут менять, отметил Чистов.
Пользователь сможет найти в поисковике такие сервисы, как «Мой дом», «Удобная Россия», сервис по поиску недорогих лекарств в аптеках. По задумке авторов проекта, «Спутник» будет предоставлять информацию справочного характера. Например, по запросу «как оформить загранпаспорт», пользователь увидит в поисковой выдаче сайты с официальной или наиболее полной информацией по этому вопросу. «У нас есть интеграция с сайтом gosuslugi.ru, мы будем развивать это направление», — добавил он. На данный момент «Спутник» проанализировал более 10 млрд ссылок. По словам Чистова, поисковик не должен становиться прямым конкурентом другим игрокам этого рынка — «Яндексу» или Google.
Вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов рассказал журналистам, что поисковая выдача «Спутника» определяется специальными математическими алгоритмами: «Для нас важно по запросу «школьница» найти девочек в аккуратных платьицах и белых передничках, а не что-то там еще».
Он опроверг слухи о возможной предустановке «Спутника» в госучреждениях, подчеркнув, что перед проектом стоят рыночные задачи, решать которые предстоит с помощью рыночных рычагов.
«Налогоплательщику этот проект не стоил ничего. Все инвестиции в «Спутник» — инвестиции «Ростелекома», объем которых мы не раскрываем», — утверждает Басов. ОАО «Ростелеком» на 46,99% принадлежит Росимуществу, два других крупных акционера – госкорпорация ВЭБ (4,13%) и «дочка» «Ростелекома» «Мобител» (9,38%).
«Заявление о том, что поисковик создан без денег налогоплательщиков — лукавство. Бюджетных выделений не было, но «Ростелеком» — государственная компания и наши налоги находятся в ее прибыли. Понятно, что если прибыль «Ростелекома» потрачена на поисковик, то эти деньги не пошли на медицину или образование», — говорит создатель LiveInternet Германа Клименко.
В апреле Басов заявлял, что вложения в проект окажутся меньше, чем в сервис заказа такси GetTaxi, который в 2013г. объявлял, что совокупно получил от инвесторов $52 млн. Основатель компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает, что развитие такого проекта как «Спутник» может потребовать до $20 млн ежегодно в течение нескольких лет.
Офис разработки находится на севере окраины Москвы, говорит Чистов. По его словам офис довольно простой, так как финансирование «не позволяет жить в роскошных условиях».
«Спутник» намерен в течение четырех лет войти в топ-10 компаний рунета, сообщил менеджер. По данным TNS за апрель 2014 года на первом месте по дневной посещаемости находится «Яндекс» с аудиторией более 29 млн человек, выручка компании в 2013 году достигла $1,238 млрд. Второе место — у Mail.ru Group с ежедневной аудиторией более 26 млн человек и выручкой $860,5 млн. Десятку замыкает Facebook c аудиторией в России более 3 млн посетителей в день. Топ-10 по выручке замыкает компания Avito с $60 млн по итогам 2013 года.
По словам Клименко, «Спутник» сейчас ищет только по локальным областям — по России, по официальным госайтам, и здесь его релевантность может быть даже выше, чем у «Яндекса» или Google, но в остальном он работает хуже. «Спутник», считает Клименко, сможет войти в топ-10, если станет мультимедийным порталом. Например, «Ростелеком» может установить в sputnik.ru бесплатную раздачу музыки или видео, поскольку у госоператора есть свои собственные каналы доставки контента, а любой лейбл согласится стать его партнером, уверен собеседник РБК.
Сегодня Россия является одним из немногих крупных рынков (наряду с Китаем и Южной Кореей), лидерство на котором остается за отечественным интернет-поиском. Согласно данным LiveInternet, в апреле 2014 года доля «Яндекса» на российском рынке поиска составляла 62%, Google – 27,6%, Mail.ru – 7,7%.
Ирина Юзбекова