Вице-премьер Дмитрий Рогозин
Заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что Россия с 1 июня может приостановить работу GPS-станций на своей территории, напугало пользователей систем навигации. Большинство опрошенных РБК производителей и продавцов навигаторов считают, что паника скоро уляжется – в быту не важна та точность геодезии, которую гарантируют станции. А вот промышленным потребителям, возможно, придется искать альтернативу GPS-устройствам.
Рогозин пообещал во вторник отключить 11 станций американской системы навигации GPS, если ее конкурент – российская ГЛОНАСС – по‑прежнему будет сталкиваться с затруднениями при установке своих станций в США (запланированную до 2020 года установку пяти станций блокируют ЦРУ и Пентагон). Космические спутники – основная составляющая GPS и ГЛОНАСС, но точность их измерений зависит от наземных станций, без них координаты объекта могут определяться с погрешностью в несколько десятков метров.
Страшно не найти дорогу домой
Рынок GPS-устройств можно разделить на два сегмента – массовый и профессиональный. К первому относятся автомобильные и туристическое системы. Именно их пользователи и поддались панике в первую очередь, предположив, что с 1 июня не смогут найти с помощью своего гаджета дорогу до дома.
Продавцы навигаторов, опрошенные РБК, говорят, что второй день отвечают на звонки озабоченных клиентов и разъясняют им, что, даже если угроза Рогозина будет реализована, качество услуг для них не изменится. Во-первых, устройства для массового сектора всегда имели не абсолютную точность, их допустимая погрешность – 5-7 м. Во-вторых, многие гаджеты сейчас имеют комбинированные приемники, которые получают сигнал как от GPS, так и ГЛОНАСС.
По данным аналитической компании GfK, рынок автомобильных GPS-навигаторов в 2013 году в России составил 1,6 млн штук. «Навиком», эксклюзивный российский дистрибьютор одного из крупнейших мировых производителей навигационного оборудования Garmin, продает около 60 тыс. штук туристических GPS-устройств. Из них, по словам Владимира Зенина, директора по маркетингу «Навиком», минимум половина работают и с GPS, и с ГЛОНАСС. «Например, в морской линейке Garmin все 100% устройств поставляется с чипами GPS/ГЛОНАСС», – сказал он.
Для того чтобы обернуть тревожные настроения покупателей в свою пользу, «Навиком» готов даже пересмотреть рекламную кампанию: этот вопрос будет обсуждаться на совещании в четверг, добавил Зенин. «Не знаю, каким именно способом, но мы будем стараться сделать акцент на том, что в нашем оборудовании все работало, работает и будет работать», – пояснил он. Впрочем, наличие двухмодульного приемника GPS/ГЛОНАСС всегда позиционировалось как особое преимущество продаваемых компанией устройств. Российский дистрибьютор также обратился к своему международному партнеру с просьбой официально выступить на тему возможного отключения GPS-станций и успокоить клиентов.
Небольшие игроки рынка выбирают другую тактику – переждать, пока покупатели успокоятся. «Да, сегодня продажи встали, но думаю, нужно просто подождать, пока в Интернете уляжется эта информационная волна. Буквально несколько дней назад всех беспокоила дама с бородой, сегодня вот GPS, а завтра все про это забудут», – считает Игорь Ермолаев, директор интернет-магазина geo-planet.ru. По его словам, рынок автомобильных навигаторов сейчас куда больше страдает от широкого распространения смартфонов, к тому же его структуру за последние годы сильно изменило обилие дешевых навигаторов из Китая, которые теснят на российском рынке мировых лидеров.
Счет на миллиметры
В профессиональном сегменте все не так однозначно: существуют отрасли, которым необходимо определять координаты с максимально высокой точностью. Так, несколько компаний в России строят свой бизнес на производстве оборудования, определяющего местоположение объекта с точностью до миллиметров. Одно из них – «Индустриальные геодезические системы» – несколько лет назад получило грант в размере 5 млн руб. от фонда «Сколково». В копилке компании – два проекта с «Газпромом» по мониторингу здания дожимной компрессорной станции в Новом Уренгое и одного из газопроводов в Ямало-Ненецком АО.
Выручка «Индустриальных геодезических систем» по итогам 2013 года, по словам основателя компании Сергея Сорокина, составила 10 млн руб. Предприниматель уверен, что технология его компании сильно пострадает, если GPS-станции на территории России перестанут работать. Сейчас в их устройствах используется приемник GPS/ГЛОНАСС, на одной ГЛОНАСС точности «до миллиметра», скорее всего, не будет, а потенциальным клиентам большая погрешность уже ни к чему.
Владельцам, например, высоких зданий или подземных сооружений в сейсмически опасных районах, действительно, важен максимально точный мониторинг объектов, подтверждает гендиректор информагентства TelecomDaily Денис Кусков. Он предположил, что таким компаниям придется рассмотреть альтернативы GPS-устройствам, возможно, воспользоваться услугами геолокации операторов сотовой связи.
Андрей Дергунов, директор компании «Сателлит-Гео», которая поставляет оборудование для геодезии, энергоаудита, строительных/дорожных лабораторий, прогнозирует падение точности бюджетных устройств, которые не оборудованы вторым модулем ГЛОНАСС, а работают только на GPS. «Сейчас на этот сегмент (такие устройства стоят 100—150 тыс. руб.) приходится около 30% от общего объема продаж. Если продажи этих устройств упадут, это, безусловно, скажется на бизнесе», – поясняет он.
Но и в профессиональном сегменте есть те, кто сможет легко пережить воплощение угрозы Рогозина. «Заказчики, например, среди логистических фирм при обращении не особо вдаются в технические подробности работы приемников, для них важен результат. Мы даем возможность протестировать работу систем, так что клиенты смогут оценить, что точность позиционирования не упала, и после мы уже будем работать по коммерческим контрактам», – объясняет Александр Торопков, директор группы компаний «Беспроводка». Его группа компаний поставляет оборудование как для военного применения, так и для гражданского рынка. По его словам, оборот группы компаний — 12 млн долл. по итогам 2013 года, на сегмент оборудования для спутниковой навигации приходится около $1,5—2 млн.
«Логистические фирмы, с которыми мы работаем, столкнутся в худшем случае с падением точности от нескольких метров до нескольких десятков метров – для них это не так критично», – соглашается с коллегой Андрей Платонов, генеральный директор компании «СпейсТимСервис».
Елена Краузова, Евгения Корытина