Российские авиакомпании отказались предоставлять скидку на билеты в 25%

Авиакомпании не хотят снижать цены на билеты в последний день перед вылетом. Предоставить пассажирам скидку в 25% накануне перелета требовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Завтра истекает срок, в который перевозчики должны были выполнить поручение регулятора. И пока цены остались прежними, свидетельствуют продавцы авиабилетов.

В начале апреля ФАС потребовала от восьми крупнейших российских авиакомпаний изменить практику увеличения цены билета накануне вылета. Регулятор предлагал, чтобы при наличии определенного числа свободных мест на конкретном рейсе перевозчик снижал цены на билеты за один-два дня до вылета. В последний день перед вылетом ФАС рекомендовала перевозчикам установить скидку в размере до 25%. Выполнить поручение ФАС авиакомпании должны были до 15 мая. Но, как выяснил РБК, крупные перевозчики не собираются снижать цены к этому сроку и продолжают вести переговоры с чиновниками.

Сотрудник одной из авиакомпаний, получивших предписание ФАС, сообщил РБК, что угрозы регулятора не возымели действия на перевозчиков. Крупнейший из них — «Аэрофлот» — еще 20 апреля провел консультации с ФАС и уже направил в службу официальный ответ. Его суть сводится к тому, что инициатива ФАС может вообще привести к исчезновению дешевых билетов. В письме говорится, что сейчас система продаж устроена таким образом, что авиакомпания может предлагать пассажирам перелеты ниже себестоимости как раз за счет продажи дорогих билетов накануне вылета.

«Трансаэро» также продолжает переговоры с чиновниками. Представитель авиакомпании говорит, что она направила свои доводы в ведомство и ведет с ФАС «конструктивный диалог». Представители S7 Airlines, Utair, «Уральских авиалиний», Nordwind, Orenair комментариев пока не предоставили. Но продавцы авиабилетов отмечают, что цены остались прежними. На сегодняшний день не видно специального снижения цен на билеты в день вылета ни у одной из перечисленных в заявлении ФАС авиакомпаний, рассказал представитель агентства по продаже авиабилетов Pososhok. Цены точно ниже не стали, подтвердил представитель метапоисковика авиабилетов Aviasales Янис Дзенис.

Зато перевозчики успели заручиться поддержкой Минтранса, который не поддержал инициативу ФАС. Система управления доходами формируется авиакомпаниями и коммерческая политика – их прерогатива: за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС, заявил РБК представитель Минтранса. Рентабельность авиаперевозок и так находится в пределах 1,5-3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, добавил он.

Если в течение трех дней после 15 мая авиакомпании не выполнят требование ФАС, ведомство может возбудить административное дело о навязывании условий потребителям, говорит старший юрист адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева. О том, что такие дела могут быть заведены, если авиакомпании не сделают «какие-либо шаги навстречу», предупреждал в феврале и руководитель ФАС Игорь Артемьев. С тех пор позиция службы не изменилась, заявил РБК представитель ФАС.

По мнению ФАС, отказ перевозчиков от ценовой конкуренции ближе к дате вылета существенно ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок, приводит к поддержанию цены и ущемляет интересы потребителей. Изменение ценовой политики, по расчетам ФАС, поможет повысить загрузку самолетов и в конечном итоге снизить уровень тарифа.

Цель авиакомпаний — не набить пассажирами самолет, а заработать деньги, возражает главный редактор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Максимальная выручка не получается при полной загрузке. Можно продать два билета по 5000 руб. или пять билетов по 2000 руб., но во втором случае издержки больше: нужно будет купить питание на пять человек, заплатить аэропорту за их обслуживание и перевезти 300 кг лишнего багажа», — пояснил эксперт. На сложившемся рынке хотелось бы все-таки следовать мировым правилам, а не изобретать свои, добавляет Дзенис. А общепринятая практика — предоставлять скидки для предварительных покупок, говорит представитель AirBaltic.

Если ФАС заведет дела, авиакомпании могут оспорить претензии службы в суде, а разбирательства могут затянуться на 1,5 года, говорит Тальцева. В противном случае ФАС может привлечь авиаперевозчиков к административной ответственности и оштрафовать.

Елена Аттикова