Из бюджета России на финансирование государственной программы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» будет выделено 1,8 трлн руб. За счет этих средств планируется обеспечить решение таких задач, как модернизация космодромов в Плесецке и Байконуре, создание на территории России нового космодрома Восточный и т.д.
«Особое внимание планируется уделить развитию сфер деятельности, в которых у России имеются конкурентные преимущества. Прежде всего, это касается предоставления услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок, ракетного двигателестроения и пилотируемой космонавтики», — отмечается в документе, опубликованном на сайте Роскосмоса.
Одной из важнейших задач программы объявлено увеличение численности орбитальной группировки российских спутников. К 2015г. их число планируется довести до 78, а к 2020г. — до 113. В частности, планируется заметно увеличить количество спутников «Глонасс-К», что обеспечит увеличение точности навигационной системы ГЛОНАСС. Сейчас точность измерений с ее помощью составляет 2,8 м. К 2015г. погрешность определения местоположения должна быть уменьшена до 1,4 м, а к 2020г. — около 60 см.
«Полученные результаты позволят обеспечить гарантированный доступ России в космос, в том числе со своей территории, и решение задач по использованию космических средств в интересах развития социально-экономической сферы и науки страны», — отмечается в госпрограмме.
Ранее сообщалось, что с учетом внебюджетных источников на финансирование программы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» будет потрачено 2,12 трлн руб.
«Важно, чтобы при таком ресурсном обеспечении предприятия ракетно-космической промышленности повышали производительность труда, улучшали характеристики космической техники, ее надежность и надежность наземной инфраструктуры», — заявил в конце 2012г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Глава правительства отметил, что исторически позиции России в изучении космического пространства были одними из самых сильных в мире, «но это состояние надо поддерживать», меж тем как в космической отрасли накопилось множество проблем.
Представители Роскосмоса отмечали тогда, что российская ракетно-космическая промышленность занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе.
«Мы контролируем больше 30% средств на ведение пусковых услуг, и по производству космических аппаратов наша доля — 7%», — отмечал глава Роскосмоса Владимир Поповкин. В остальных же секторах рынка — наземное приемное оборудование, операторы потребительских услуг (ТВ, интернет, коммуникации и передача данных) и другое — Россия занимает, по разным оценкам, от 1 до 1,7% рынка.
Для сравнения скажем, что бюджет NАSА в 2013г. составил $17,89 млрд или примерно 0,5% от федерального бюджета страны. В 2014-2015гг. годовой бюджет NАSА составит, как ожидается, $17,715 млрд. Таким образом, только за эти три года расходы NАSА окажутся больше, чем расходы в рамках реализации программы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».
Общие расходы Европейского космического агентства в 2013г. составили 4,282 млрд евро, в 2014г. они должны составить 4,102 млрд евро. При сохранении той же пропорции в 2013-2020гг. расходы ЕКА окажутся примерно на 200 млрд руб. меньше суммы, выделенной на реализацию госпрограммы.
Евгений Калюков