Ведущие мировые банки продолжают сокращать свою зависимость от инвестиционного бизнеса, который некогда являлся одним из самых прибыльных направлений их деятельности. Генеральный директор британского Barclays Энтони Дженкинс в четверг объявил о сокращении 7 тыс. сотрудников инвестиционного подразделения (5% от общей численности персонала банка).
К 2016г. Barclays рассчитывает сократить долю инвестподразделения в бизнесе группы до 30% с нынешних почти 50%. При этом «неключевые» направления инвестбанкинга (часть активов с фиксированной доходностью, операции на сырьевом рынке и валютные продукты, ориентированные на развивающиеся рынки) Barclays планирует выделить в так называемый плохой банк.
Туда же отправится значительная часть бизнеса по обслуживанию частных клиентов в Европе, который также не радует лондонское руководство доходами. В общей сложности активы, которые «не соответствуют стратегическим целям или критериям прибыльности», оцениваются в 115 млрд фунтов стерлингов (195 млрд долл.). Barclays попытается их либо продать, либо списать.
Одна из причин, по которым Barclays сокращает инвестподразделение, — падение доходов на этом направлении. Согласно отчету банка от 6 мая, скорректированная прибыль Barclays до налогообложения в I квартале сократилась на 5%, до 1,7 млрд фунтов, притом что прибыль инвестподразделения уменьшилась вдвое — до 668 млн фунтов с 1,32 млрд фунтов годом ранее. Выручка выросла во всех подразделениях, кроме инвестиционного, где она упала на 41%. По словам Дженкинса, доходы инвестбанкинга будут продолжать оставаться на низком уровне еще какое-то время.
Падение доходов инвестподразделений — общая проблема для финансового сектора. Пятерка крупнейших американских банков — Citigroup, JPMorgan Chase, Bank of America, Goldman Sachs и Morgan Stanley — в I квартале в сумме заработала на этом бизнесе лишь 15,1 млрд долл. Это худший результат I квартала с 2008г., и он едва превышает половину от рекордной прибыли в 25 млрд долл., которые банки заработали в I квартале 2009г., когда программа «количественного смягчения» от ФРС США взвинтила цены на активы. Более того, нынешний результат даже хуже показателей 2007г., когда банки испытывали дополнительную конкуренцию на этом рынке со стороны Lehman Brothers, Bear Stearns и Merrill Lynch.
Активность банков в инвестиционном бизнесе падает на фоне усиления контроля со стороны европейских и американских регуляторов, которые стремятся повысить качество управления рисками в банковском бизнесе и оградить финансовую систему от повторения кризиса 2008г. Одобрение очередной редакции правил «Базель-III» значительно снизило прибыльность торговли рисковыми активами. Правило Волкера, одобренное финансовыми регуляторами США, ограничило участие банков в торговле рисковыми активами на собственные средства.
В марте о сокращении еще 500 сотрудников инвестподразделения вдобавок к 2 тыс. объявленных ранее, сообщил Deutsche Bank. Доналоговая прибыль ведущего немецкого финансового института от инвестиционного бизнеса сократилась на одну пятую, что привело к снижению прибыли всего банка до налогообложения на 30%.
К выходу из инвестбизнеса банки подталкивает успешный опыт коллег. В 2012-2013гг. о сокращении своих инвестподразделений объявили швейцарские Credit Suisse и UBS. По итогам I квартала 2014г. чистая прибыль UBS увеличилась почти на 7% — до 1,1 млрд франков (1,25 млрд долл.), превзойдя ожидания аналитиков. Акции UBS выросли после объявления результатов на 1,2%, в то время как акции Barclays подешевели на 5,2%. Как отмечает The Wall Street Journal, этот пример доказывает, что те мировые финансовые корпорации, которые успели вовремя начать реорганизацию своего инвестиционного бизнеса, находятся в гораздо лучшей ситуации, чем те, которые, как Barclays, только приступили к реформам.
Алена Сухаревская