”Медведевские” штрафы для коррупционеров заменят реальным сроком

Генпрокуратура предлагает ужесточить ответственность за коррупцию и отказаться от основного наказания в виде штрафов. Речь идет не только о подсудимых, обвиняемых во взяточничестве, но и о тех, кто обвиняется в мошенничестве и кражах. Авторы проекта считают, что за любое преступление, наказание за которое превышает пять лет лишения свободы, виновный должен отправляться в колонию.

Генеральный прокурор Юрий Чайка в понедельник выступил на заседании Совета Федерации, где рассказал, что ведомство подготовило законопроект, согласно которому наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления будет назначаться исключительно в виде реального лишения свободы. По мнению Чайки, сейчас у нарушителей закона есть возможность «откупиться» от наказания, заплатив штраф.

Пока текста документа прокуратура не обнародовала. Как рассказал РБК источник в надзорном ведомстве, сейчас ведется работа над законопроектом, но она уже находится в завершающей стадии. «В течение месяца-двух документ будет внесен в Государственную думу», — указал собеседник РБК. Законодательной инициативой прокуратура не обладает, проекты различных ведомств обычно вносятся от имени правительства или президента.

Законопроект, по словам источника в Генпрокуратуре, предусматривает внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) — в статью, разрешающую применять штрафы как основное наказание. «Предлагается законодательно закрепить применение штрафов как альтернативу лишения свободы только для лиц, совершивших нетяжкие преступления и средней тяжести», — отметил сотрудник надзорного ведомства.

Подтолкнула прокуроров к разработке такого документа, по словам собеседника РБК в Генпрокуратуре, статистика по выплате штрафов осужденными. «Всего лишь 1-2% сумм, назначенных судами, поступали в бюджет, остальные суммы повисали в исполнительных производствах судебных приставов. Добровольно выплачивать присужденные штрафы соглашался только каждый десятый осужденный коррупционер», — пояснил сотрудник прокуратуры.

Штрафы в качестве основного наказания за коррупционные преступления были введены по инициативе президента страны Дмитрия Медведева в мае 2011г. Спустя полгода во многих статьях Уголовного кодекса был отменен нижний предел наказания, в том числе в ст.159 УК (мошенничество).

Неэффективность штрафов как основного наказания для коррупционеров в конце 2013г. поочередно раскритиковали президент Владимир Путин, руководитель президентской администрации Сергей Иванов и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Инициативу Генпрокуратуры поддерживают депутаты комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. «Нужно либо совсем уйти от штрафов и наказывать только реальным сроком, либо сохранить штрафы, но назначать их одновременно с лишением свободы», — сказал РБК Александр Хинштейн. Ранее председатель комитета Ирина Яровая отмечала, что штрафы как вид основного наказания не обеспечивают принцип неотвратимости наказания. «Штрафы сегодня практически превратились в форму профанации и дискредитируют всю судебную систему России», — заявила неделю назад на выездном заседании в Генпрокуратуре Яровая.

Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде, за последний год вдвое увеличилось количество осужденных за дачу взяток (3199). При этом главным наказанием стал штраф: он назначался в 68% случаев в качестве основного наказания за получение взяток (1064 приговора) и в 84% случаях за дачу взяток (2689 приговоров). К реальному лишению свободы были приговорены в 2013г. 12% осужденных за дачу взяток (191 человек) и 7,7% — за получение (249).

По мнению источника РБК в Следственном комитете России, возвращение к прежней модели наказания связано с тем, что многомиллионные штрафы, кратные суммам взяток, на практике оказалось невозможно выплачивать.

Как пояснил адвокат Романоз Кокорашвили, суды и так идут по пути замены штрафов реальным сроком лишения свободы для тех, кто не смог погасить назначенную сумму. «Законодатель сейчас хочет ужесточить ответственность. Но у человека должна быть альтернатива: либо заплатить штраф, либо отправиться в колонию», — считает Кокорашвили.

«Сажать всех в тюрьму нецелесообразно, — уверен адвокат Владимир Левин. — Лучше подкорректировать штрафы: они должны быть большие, но разумными». Он напомнил, что сейчас суды назначают чиновникам штрафы в десятки, а иногда сотни миллионов рублей.

«Прокуратура предлагает нам старый проверенный способ борьбы с преступностью: всех сажать в тюрьму, когда во всем мире его признали неэффективным», — считает адвокат Игорь Трунов. Он отметил, что содержание заключенных в тюрьме серьезно сказывается на бюджете страны, а также влечет рецидив преступности. При этом материальное наказание, по словам адвоката, практикуется в Европе и уже дало положительные результаты.

Иван Петров, Анастасия Михайлова, Мария Макутина