Каждая третья российская компания почувствовала на себе последствия украинских событий. Главный результат геополитической напряженности — снижение спроса на продукцию, поставляемую в соседнюю страну. Но есть и позитивные для бизнеса итоги: с российского рынка начали уходить украинские конкуренты.
Как следует из данных мониторинга последствий украинского кризиса для российской промышленности, проведенного Институтом Гайдара, 20% опрошенных российских компаний сообщили о сокращении спроса на свои товары на Украине. «Такое развитие событий выглядит совершенно логично и ожидаемо с учетом экономической ситуации на Украине», — говорится в докладе.
К этому примыкает снижение спроса со стороны других российских предприятий из-за украинских событий (6%).
Второе по частоте (8%) следствие кризиса — проблемы с поставками сырья и материалов с Украины — можно считать результатом действия властей, которые вряд ли сейчас направлены «на увеличение товарооборота двух стран».
Западные санкции, вызванные присоединением Крыма к России и ростом напряженности на Восточной Украине, в которой Запад усматривает руку Кремля, пока не сильно сказались на самочувствии бизнеса. Только 3% предприятий сообщили о сворачивании с ними дел их западных поставщиков, потребителей или кредиторов.
«Результирующее негативное влияние украинских событий на выпуск отмечено пока только 4% предприятий, что, с одной стороны, крайне незначительно. Но с другой — говорит об увеличении предложения на других рынках сбыта российской промышленности. Последнее в условиях стагнации и растущей вероятности рецессии вряд ли стоит оценивать положительно», — отметил завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.
В сумме каждый третий опрошенный предприниматель говорит о тех или иных последствиях геополитического кризиса. Впрочем, среди них есть те, кто пытается извлечь из него выгоду для себя. Так, 7% предприятий сообщили об уходе с их рынков сбыта украинских конкурентов. А 3% — об уходе украинских конкурентов с рынков сырья и материалов российских предприятий.
Эксперты Высшей школы экономики проанализировали данные Росстата о состоянии делового климата и пришли к выводу, что каждое пятое промышленное предприятие в России находится в кризисном состоянии, балансируя на грани банкротства. В целом промышленность продолжает находиться в состоянии стагнации.
Опрос 5,5 тыс. руководителей крупных и средних предприятий в отрасли, на который опираются аналитики Высшей школы экономики, проводится Росстатом каждый месяц. Согласно ответам директоров компаний, их настроения не меняются уже несколько месяцев. Так же как не меняется и общий тренд: российская промышленность все еще находится в стагнации.
Примерно 17-19% предприятий, работающих на промышленном рынке, находятся в фазе экономического роста. Большая часть предприятий (примерно 55-65%) функционирует по стагнационному сценарию. Остальные 18-20% работают в условиях рецессии, а часть из этих предприятий балансирует на грани банкротства, говорится в материалах ВШЭ.
«С аутсайдерами ситуация самая сложная. По-хорошему их надо вообще вывести с рынка», — рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Но это вызовет социальные потрясения и может негативно повлиять на один из самых благоприятных индикаторов российской экономики — уровень безработицы, предупреждает он. Другой вариант — принципиально поменять менеджмент этой группы предприятий и, возможно, если позволяет производственная база, вид деятельности. Скорее всего, надо использовать оба варианта одновременно с приоритетом второго.
Расширять производство бизнесу мешает прежде всего недостаточный спрос. На высокие налоги жалуются 40% респондентов. «Недостаток финансовых средств» беспокоит 39% предприятий; примерно столько же ссылаются на высокий процент коммерческого кредита.
После двухмесячного роста стабилизировалось воздействие фактора «неопределенность экономической обстановки». На него, как и в марте, сослалась треть участников опроса. Около 25% руководителей предприятий испытывают трудности из-за «недостатка квалифицированных рабочих» и «изношенности или отсутствия необходимого оборудования».
Дмитрий Коптюбенко, Юлия Забавина