GE может купить французскую Alstom за $13 млрд

Американский многопрофильный гигант General Electric (8-е место в рейтинге Fortune 500 за 2013г.) ведет переговоры о приобретении французского машиностроительного концерна Alstom, сообщило Bloomberg со ссылкой на свои источники. По данным агентства, о соглашении между GE и Alstom стоимостью более 13 млрд долл. может быть объявлено на следующей неделе.

Если сделка подтвердится, покупка станет крупнейшей для GE за всю историю существования компании — с конца XIX века.

Актив «исключительной ценности»?

GE планирует сосредоточиться на промышленном производстве и сократить финансовое подразделение GE Capital, на которое пока приходится более четверти выручки концерна. Чистая прибыль GE в I квартале 2014г. снизилась на 15% на фоне серьезного падения выручки в финансовом сегменте. За тот же период прибыль индустриального подразделения выросла на 12%, благодаря высоким результатам в нефтегазовом сегменте и подразделению по производству турбин. Промышленный бизнес GE за I квартал обеспечил 72% общей выручки, или 24,6 млрд долл.

Руководитель GE Джефф Иммельт ранее в этом месяце говорил, что компания собирается «быть более активной в этом году» в диверсификации бизнеса. Тогда же он допустил, что GE пойдет на сделку стоимостью выше 1-4 млрд долл., которые были ранее запланированы под M&A. Но Иммельт оговорился, что объектом покупки в таком случае будут активы «исключительной ценности», которые будут соответствовать общей стратегии роста GE и которые можно будет быстро интегрировать в бизнес компании.

Возможная покупка Alstom вполне согласуется с заявлениями Иммельта. GE может заполучить ведущую европейскую компанию в сфере железнодорожного машиностроения и турбиностроения, известную своими высокоскоростными поездами TGV. Alstom является мировым лидером в производстве турбин для ГЭС, правда, отстает от той же GE и немецкой Siemens в области газовых турбин.

По данным источника Bloomberg, GE может потратить на сделку наличность из резервов: согласно отчетности компании, на конец 2013г. у нее было около 89 млрд долл. свободных денежных средств. До появления новостей о возможной сделке капитализация Alstom составляла 10,4 млрд долл., стоимость GE — 265,8 млрд долл.

Легкая добыча

Alstom может стать легкой добычей для GE: рецессия в Европе обрушила котировки французской компании более чем на 20% за последний год (до сообщений о возможной сделке). Собеседники Bloomberg говорят, что американцы уже заручились поддержкой французской Bouygues, которой принадлежит 29,4% Alstom. Около 70% акций Alstom составляют free float.

Но заблокировать сделку может французское правительство — по соображениям экономического национализма. На предприятиях Alstom во Франции заняты 18 тыс. человек, правительство помогло концерну деньгами в 2004г., напоминает FT. Впрочем, по данным Bloomberg, GE уже провела предварительные консультации с французскими властями на предмет сделки.

Инвесторов сообщение Bloomberg воодушевило: акции Alstom в Париже сегодня подорожали на 15%. Сама компания не подтверждает информацию об интересе GE. «Alstom не осведомлена о каких бы то ни было публичных предложениях о приобретении ее акций», — говорится в сегодняшнем пресс-релизе. При этом Alstom указала, что «постоянно ведет поиск стратегических возможностей для развития бизнеса».

Российский рынок прилагается

Если GE купит Alstom, она, помимо прочего, значительно укрепит свои позиции на российском рынке. У самой GE в России представлены все направления бизнеса: здравоохранение, транспорт, авиация, электроэнергетика и финансы. У нее есть совместные предприятия с «Интер РАО» и Ростехом. В 2010г. GE подписала предварительное соглашение о создании научно-исследовательского центра в «Сколково». Оборот компании в регионе «Россия и страны СНГ» составил 2,5 млрд долл. в 2012г.

У Alstom тоже есть бизнес в России. Компании принадлежит 25% плюс одна акция в российском «Трансмашхолдинге», вместе с которым французы создали два СП в области рельсового транспорта. Одно из них разрабатывает электровозы по заказу РЖД, в октябре 2013г. оно представило первый российский низкопольный трамвай на французской платформе Citadis.

Alstom является поставщиком двигателей для поездов московского метрополитена и высокоскоростных поездов Pendolino, которые под названием «Аллегро» с 2010г. курсируют по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. В области атомной энергетики Alstom владеет 49% в СП с российской «дочкой» Росатома — «Атомэнергомашем», а также тесно сотрудничает с «РусГидро» и «Интер РАО» в сфере электроэнергетики.

Алена Сухаревская