Российские подразделения Visa и MasterСard обсуждают со своими головными офисами, могут ли они позволить себе заморозить на счетах в российском ЦБ по миллиарду евро в качестве обеспечительного депозита.
Собеседники РБК в международных платежных системах рассказали РБК, что они начали обсуждать со своими головными офисами предложение российских депутатов об обеспечительном депозите. Основной вопрос — смогут ли российские подразделения оплатить взнос и продолжать приносить прибыль. Visa и MasterСard хотят обсудить с российским правительством последствия этого решения.
Во вторник, 22 апреля, на заседании комитета по финансовым рынкам депутаты предложили взимать обеспечительный депозит с международных платежных систем. Его размер предложено установить в размере 0,25% от оборота по всем картам платежной системы за один транзакционный день. Депозит будет храниться, как предполагается, на специальных счетах в ЦБ. В том случае если, например, Visa или MasterСard приостановят операции, как это было в случае с АБ «Россия» или СМП-банком, ЦБ, на спецсчетах которого будет храниться депозит, спишет штраф — 10% от суммы взноса за каждый день приостановки. В расчет оборота, с которого взимается депозит, включаются все транзакции, которые проходят в торговых точках, но не включаются операции по снятию наличных в банкоматах своего банка или в торговых точках, эквайером которого является эмитент карты.
Размер депозита для двух крупнейших международных систем составит, по словам председателя комитета по финрынкам Натальи Бурыкиной, примерно 80 млрд руб. Эта сумма приблизительно в равных пропорциях делится на двух крупнейших операторов — Visa и MasterСard.
Собеседник РБК в одной из платежных систем сказал, что эта цифра соответствует действительности. Таким образом, каждый из крупнейших операторов платежных систем должен будет заморозить в ЦБ сумму, эквивалентную примерно 1 млрд евро. По словам собеседника РБК в одной из платежных систем, замораживание такой суммы может отрицательно сказаться на бизнесе системы в России.
«Это беспрецедентное действие, потому что берется залог за право вести деятельность в стране. Его размер достаточно большой, и поэтому бизнес будет считать, насколько ему выгодно держать этот депозит, который, может быть, вернут, а может быть, не вернут. Этот депозит считается высокорискованным», — говорит источник, близкий к одной из международных платежных систем.
«Это очень крупная сумма для MasterСard или Visa, — рассуждает аналитик Arbat Capital Михаил Завараев. — Например, у MasterСard выручка от бизнеса по всему миру составляет 8,4 млрд долл., чистая прибыль — 3,2 млрд долл., их кэш — 3,6 млрд долл., причем 40% бизнеса находится в США. Заморозить в России 1 млрд долл. для них означает, что они должны будут десять лет работать только для того, чтобы оплатить право вести бизнес в России». При общей прибыли в 3—5 млрд долл. российский бизнес приносит платежным системам примерно по 100—150 млн долл., подсчитал Завараев.
Однако депутаты считают, что сумма для платежных систем является подъемной. «Я разговаривал с представителями платежных систем и сделал вывод, что условия их устраивают. По крайней мере, протестов мы не слышали», — сказал РБК зампред думского комитета по финансовым рынкам Владислав Резник.
Пресс-службы Visa и MasterСard отказались от комментариев.