Новая отсрочка сооружения Кейстоунского трубопровода: причины и следствия

Администрация президента США Барака Обамы в очередной раз перенесла вынесение окончательного решения по противоречивому проекту Кейстоунского нефтяного трубопровода (KXL), и, как отмечают наблюдатели, окончательного решения по данному вопросу теперь не следует ожидать ранее промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2014г.

Обама заявил, что окончательное решение относительно трубопровода, который должен соединить канадские нефтяные пески с техасскими нефтеперерабатывающими заводами, остается за ним, а профильное правительственное агентство установило крайний срок для окончательного согласования правовых, технических и экологических нюансов до конца мая, передает Reuters. Таким образом, теоретически решение по KXL может быть вынесено к середине 2014г.

Напомним, проектом KXL занимается корпорация TransCanada. На данный момент он практически выполнен, за исключением небольшой секции трубопровода на территории штата Небраска, вокруг чего и идут ожесточенные споры в правительстве США.

Политический вопрос

Решение Белого дома по KXL вызвало волну ярости среди сторонников проекта стоимостью 5,4 млрд долл., передает Bloomberg. Эксперты отмечают, что окончательное решение по трубопроводу сознательно отодвигается администрацией Обамы на период после промежуточных выборов в парламент, поскольку демократы боятся навредить своим электоральным позициям непопулярным среди американской общественности решением.

Напомним, сторонниками строительства KXL являются республиканцы, однако администрация Белого дома, равно как и многие демократы в Конгрессе, также настроены положительно в отношении проекта. Однако не все члены Демократической партии одобряют строительство нефтепровода, указывая в качестве главного контраргумента возможные экологические последствия. Таким образом, если проект будет одобрен до выборов в Конгресс, это увеличит вероятность сокрушительного электорального поражения демократов.

«Это решение (о переносе окончательного решения — Примеч.РБК) безответственно, неоправданно и неприемлемо», — заявила глава сенатского комитета по энергетике и природным ресурсам, демократ от Луизианы Мари Ландрю. Она охарактеризовала этот шаг как «практически безвременную отсрочку».

Противники строительства трубопровода приветствовали заявление Обамы. Они отметили, что соединение канадских нефтяных песков и американского побережья Мексиканского залива «ухудшит ситуацию с глобальным потеплением».

Одобрение сооружения KXL до парламентских выборов также может перекрыть поток финансирования для демократов от доноров-противников строительства.

Оттягивание срока принятия решения по проекту, пока не пройдут выборы, может помочь демократам убить двух зайцев сразу, отмечают аналитики. С одной стороны, можно зазывать избирателей обещанием одобрить KXL и создать сотни тысяч новых рабочих мест, а с другой, не отказывать себе в финансовой помощи доноров.

Правовые осложнения

В официальном сообщении Государственного департамента США по данной проблеме говорится, что причиной переноса даты вынесения окончательного решения по KXL является постановление суда Небраски, которым запрещается строительство трубопровода по территории штата.

Вопросом KXL занимается внешнеполитическое ведомство, поскольку трубопровод Канада-Техас пересекает государственную границу Соединенных Штатов и, следовательно, является вопросом международного характера. Оттава уже выразила свое разочарование очередной бюрократической отсрочкой. Посол Канады в США Гари Доэр сообщил телеканалу Fox News, что каждый день отсрочки реализации проекта KXL — это потерянная возможность для трудоустройства людей.

Источник в Конгрессе сообщил Fox News, что на данный момент администрация Обамы не ставит перед собой жестких крайних сроков, и процесс одобрения KXL никакими временными рамками не ограничивается. В связи с этим сенатор Джон Хейвен, республиканец от Северной Дакоты, заявил, что стратегия администрации — «очевидно, добиться своих целей постоянными отсрочками».

Сообщается, что TransCanada может разработать новый маршрут через Небраску, однако этот процесс может занять многие месяцы и даже годы.

Fotobank

Вопрос национальной безопасности

Тем временем Американский институт нефтепродуктов (API), главный институт лоббирования интересов нефтегазовой индустрии, заявил, что очередная отсрочка после шести лет рассмотрения дела KXL Госдепом (с 2008г.) не соответствует национальным интересам США. Исследования говорят о необходимости сооружения этого трубопровода, напомнили в API. Там призвали Конгресс к действию, не дожидаясь решения со стороны правительства. «Это черный день для трудящихся Америки, когда политики саботируют создание новых рабочих мест своими действиями в Белом доме», — заявил президент API Джек Жерар.

Спикер Палаты представителей, республиканец Джон Бейнер подчеркнул, что эта задержка «постыдна». Он также отметил, что проект создаст новые рабочие места и улучшит энергетическую безопасность Соединенных Штатов.

Сторонники сооружения KXL, в число которых входит и Департамент энергетики, также отметили, что трубопровод значительно сократит зависимость Соединенных Штатов от импорта нефти с Ближнего Востока, из Африки и прочих нестабильных регионов. В то же время они отмечают, что ключевой союзник США — Канада — получит значительную выгоду от сооружения трубопровода: будет дан серьезный импульс для разработки нефтеносных песков на западе страны, а канадская нефть станет более конкурентоспособной за счет расширенного доступа на мировой рынок.

Напомним, сейчас канадская нефть идет на экспорт с большими скидками для поддержания конкурентоспособности, и транспортируется по железной дороге, где нередко происходят аварии.
Сенаторы Хейвен, Джо Манчин (демократ от Северной Дакоты) и Ли Терри (республиканец от Небраски), присоединились к призыву API в пользу одобрения сооружения KXL для экономической и национальной безопасности Соединенных Штатов. Хейвен отметил, что нестабильная ситуация в Восточной Европе вызвана зависимостью этого региона от российских поставок энергоресурсов. Таким образом, энергоресурсы североамериканского происхождения могут помочь предотвратить подобную нестабильность в Соединенных Штатах в будущем, считает политик. «Энергетическая безопасность — это национальная безопасность», — заявил Хейвен.

Жерар из API также полагает, что время рассмотрения проекта KXL вышло, теперь пора его одобрить. «Давайте двигаться вперед, дадим американцам работу, построим инфраструктуру и укрепим нашу энергетическую безопасность», — призвал он.

Возможные последствия

Сооружение финальной секции KXL, скорее всего, не будет одобрено ранее ноябрьских выборов в Конгресс, считают скептики. Оптимисты ожидают принятия решения в середине 2014г. Так или иначе, в настоящий момент в выигрышном положении оказываются американские железнодорожники, сохраняющие прибыльные контракты на транспортировку нефти и нефтепродуктов из Канады в Техас. Довольны и сторонники защиты окружающей среды.

Компании, занимающиеся развитием альтернативной энергетики, в частности, производством солнечных батарей и производством электроэнергии за счет силы ветра, также остаются в плюсе еще некоторое время.

Оттягивание принятия решения также играет на руку организациям-бенефициарам импорта нефти, владельцам и обслуживающим компаниями портовой инфраструктуры, а также владельцам и операторам нефтеналивных танкеров, в число которых входят и некоторые крупные транснациональные нефтяные корпорации.

В то же время, Вашингтон в среднесрочной перспективе преследует цель достижения полной энергетической автономности, и национальные интересы диктуют необходимость сооружения KXL. Однако на данный момент конъюнктурные соображения оказались сильнее национальных интересов. Главной причиной такого положения вещей является специфика механизма североамериканской демократии — в принятие стратегических решений вовлечены многочисленные группы интересов, и правительство в определенный момент ничего не может с этим поделать.

Кристиан Роуз