Минэкономразвития предлагает дать Крыму 800 млрд рублей на 4 года

Развитие Крыма в ближайшие четыре года может обойтись федеральному бюджету в сумму, сопоставимую с годовой инвестпрограммой «Газпрома». Минэкономразвития предлагает выделить на развитие полуострова 814 млрд руб. в 2014-2017 гг., следует из предложений министерства, с которыми ознакомился РБК.

В 2014 году финансирование Крыма может увеличиться более чем на половину. Министр финансов Антон Силуанов ранее оценивал предстоящие расходы на поддержку нового региона в сумму не выше 240 млрд руб., уточняя, что эти средства уже предусмотрены в бюджете. Минэкономразвития предлагает выделить на программу развития еще 130,2 млрд руб.

В 2015 году на эти цели понадобится 167,6 млрд руб., 176,4 млрд – в 2016-м, 184,8 млрд – в 2017 году. В сумме программа обойдется в 659 млрд руб. за четыре года, строительство моста через Керченский пролив — еще в 155 млрд. Еще месяц назад, в марте, Минтранс давал втрое более скромную оценку: 50 млрд руб. Позже министр транспорта Максим Соколов увеличил ее вдвое из-за того, что мост будет не только автомобильным, но и железнодорожным.

Маловато будет

Эксперты не берутся точно оценить стоимость развития полуострова, однако предполагают, что в перспективе она превысит инвестиции в Сочи в рамках подготовки Олимпиады, которые оценивались в примерно 1,5 трлн руб. Поэтому можно сказать, что Минэкономразвития даже поскромничало, полагает руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов: «Сумма в 800 млрд рублей, думаю, не последняя».

Дополнительного финансирования, по словам эксперта, может потребовать решение проблем с транзитом на полуостров, «учитывая сложности с Украиной». Основная часть расходов, очевидно, пойдет на инфраструктурные проекты, добавляет Трофимов: «Начиная от вопросов безопасности с точки зрения наличия пресной воды на полуострове и кончая транспортной инфраструктурой: дорог, моста».

Сумма в 130,2 млрд рублей уже в 2014 году не кажется экспертам чрезмерной. «Организационная часть реализации крупных проектов оценивается в 7-10% от общей стоимости. Нужно начать делать предпроектные дела», — сказал Трофимов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе призвал Минфин не скупиться на выделение дополнительных средств на Крым и Севастополь. Расходы должны быть в достаточном объеме, сказал он, чтобы обеспечить «полноценное врастание» двух новых регионов в «финансовую ткань» нашей страны. Конечно, искусственно завышаться расходы не должны, добавил Медведев, отвечая на обеспокоенность министра финансов. Антон Силуанов до этого пожаловался премьеру, что «некоторые министерства» просят дополнительные расходы без анализа потребностей в Крыму, что приводит к их «задваиванию» и «затраиванию».

Вездеходный мост

Расходы на керченский мост в предложениях Минэкономразвития выделены отдельной строчкой: их предлагается включить в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию транспортной инфраструктуры. Основное финансирование поделено на три года: 18,5 млрд в 2015 году, 60 и 75 млрд – в 2016-2017 гг. В этом году министерство предлагает выделить на мост 1,5 млрд руб. Антон Силуанов ранее уже заявлял, что мост войдет в транспортную ФЦП, однако планировал искать средства внутри уже утвержденных расходов.

Строительство нового моста может стать одним из самых дорогих инфраструктурных проектов. Мост через Лену около Якутска обойдется почти в 39 млрд руб., а за построенный в 2012 году к саммиту АТЭС мост на остров Русский во Владивостоке государство заплатило 34 млрд руб.

Пока про мост в Крым достоверно известна лишь стоимость ТЭО, которое до 1 ноября разработает ОАО «Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов «Гипротрансмост» — 375 млн рублей. На что предусмотрены еще 1,1 млрд руб. в 2014 году, точно не известно. Вероятно, исследовательские работы, полагает Трофимов. «То, что связано с исследованием дна, экологией», — предполагает он.

Старт проекту дал премьер-министр Дмитрий Медведев в начале марта, подписав распоряжение о создании заказчика — дочерней структуры «Автодора». Тем самым были завершены многолетние переговоры о строительстве моста, который планировали строить по проектам то большего, то меньшего масштаба. В конце марта стало ясно, что выбран путь максимализма. Президент Владимир Путин заявил, что мост должен быть и автомобильным, и железнодорожным. «И воздушным», — шутили блоггеры.

Глава Минтранса Максим Соколов заявлял, что к концу текущего года будет разработано несколько вариантов строительства с учетом требования железнодорожной составляющей. В том числе, отметил министр, рассматривается возможность прокладки тоннеля через пролив. В «РЖД» уже готовы принять участие в проработке проекта, если будет такое поручение.

Главный претендент на участие в проекте – «Мостотрест» братьев Ротенбергов и УСК «Мост», блокпакет в котором принадлежит Геннадию Тимченко. На этой неделе они заявили, что подают совместную заявку.

Елена Малышева

Полуостров Крым: интеграция с Россией
Назад

Далее