В Кыргызстане сформировалось негативное отношение к Таможенному союзу

В Кыргызстане сегодня среди значительной части населения уже сформировалось негативное отношение к планируемому вступлению в Таможенный союз.

Если какое то время назад ТС еще воспринимался как перспективный путь сближения с Россией, который поможет преодолеть проблемы и стимулировать экономику, то на данный момент он уже устойчиво ассоциируется с грядущим повышением цен и падением уровня жизни. В газетах, на телевидении и радио озвучивается много идей по данному поводу, идут дискуссии, имеют место дебаты, но все равно вопрос о необходимости интеграции остается спорным, а его экономическая целесообразность сомнительной.

Некоторые видят в нем больше политики, чем экономики и воспринимают ТС как геополитический инструмент. Уже стали проводится публичные акции под лозунгами «Кыргызстан против Таможенного союза» с участием депутатов и общественных деятелей. Но главным противником интеграции, как ни странно сегодня является самая политически активная часть нашего общества, молодежь.

Если говорить о причинах формирования отрицательного имиджа ТС, то их несколько. Одной из них стали события на Украине.В Киеве люди впервые по данному поводу вышли на улицы в ноябре прошлого года, когда кабинет министров Украины отказался подписывать ассоциативное соглашение о свободной торговле с ЕС. Альтернативой этому соглашению было вступление в Таможенный союз, причем по заявлению российского руководства, эти события были взаимоисключающими, т.е. вопрос стоял в плоскости ‘или-или’.

Мирная демонстрация на площади получила название «Евромайдан». Люди ненасильственно выражали протест против решения властей, однако, постепенно события стали приобретать более драматичный оборот. Все было более или менее нормально до30 ноября 2013, пока правительство впервые не предприняло попытку выдавить манифестантов с майдана силой с помощью крымского спецназа «Беркут». Это стало причиной резкого обострения ситуации, которое на данный момент вылилось в прямые столкновения между полицией и гражданскими лицами. Пролилась кровь, появились первые жертвы.

Сейчас в Киеве уже никто не говорит ни о соглашении с ЕС, ни о вступлении в ТС. Политические требования изменились, оппозиция требует отставки правительства, а правительство, в свою очередь, пошло на силовое подавление.

Однако, независимо от того, что происходит сегодня на Украине, люди не только в Кыргызстане, но и вообще в мире, начинают ассоциировать эти события с интеграционными процессами. Они начинают думать такими категориями, как «а нужна ли вообще интеграция, если она может стать причиной такого рода катаклизмов». В целом, Евромайдан нанес ощутимый удар по имиджу ТС.

Другой причиной, укрепившей сомнительность ТС в глазах кыргызстанцев, стал отказ Бишкека подписывать «дорожную карту»по вступлению Кыргызстана в ТС в декабре прошлого года. Причина эта также усугублена тем фактом, что основное население Кыргызстана не знакомо или плохо информировано о плюсах или минусах предстоящей интеграции, что и становится причиной появления всякого рода домыслов и предположений. Например, все что можно найти в интернете по «дорожной карте», это то, что она «предусматривает приведение законодательства КР в соответствие с решениями ТС, инфраструктурные преобразования, модернизацию пунктов пропуска на границе и лабораторий, а также подготовку преференций».

Понятно, что проекты межгосударственных соглашений и не должны быть общественно доступными, однако стоит при этом также учесть, что задачей информационной политики государства является своевременное и правильное информирование населения о важнейших вопросах, по которым принимаются решения.

Правительство не подписалодорожную карту по ряду причин. Во-первых, она была разработана без участия Кыргызстана. Недоработанный и не отвечающий интересам страны документ в Москве представили Президенту Кыргызстана, как бы сказав ему, «вот тут надо подписать».

Президент А.Атамбаев поступил совершенно справедливо, отправив его на доработку и заявив, что Кыргызстан вступит в ТС только на условиях, отвечающих интересамкыргызского народа.

Немаловажным в процессе интеграции является и тот факт, каким образом она проводится. В обоих случаях, как с Украиной, так и с Кыргызстаном, Таможенный союз использует старые, не в обиду будет сказано, «совдеповские методы», такие как использование энергетического рычага и миллиардные кредиты в случае с Киевом и попыткой простогопродавливания, как в случае с Бишкеком.

Как уже отмечалось выше, одной из самых больших проблем интеграции является отсутствие у населения четкого представления о Таможенном союзе. В обществе, вполне закономерно стоят такие вопросы как, что это за союз такой? Чего ждать от него простым гражданам?

Как он повлияет на жизнь народа? В обсуждениях в пользу или против ТС, до сих пор не прозвучало ни одного вразумительного и что более важно, убедительного аргумента. Все разговоры вокруг ТС, даже на экспертном уровне,ведутся только вокруг доводов–pro:«если не вступим, то мигрантов выгонят и бензин подорожает» и аргументов –contra: «если вступим, то цены повысятся и упадет уровень жизни».

Интеграция всегда была делом нелегким и болезненным, так как она предполагает добровольную передачу части государственного суверенитета в наднациональную структуру. А для небольших государств как Кыргызстан, она сопряжена с естественными опасениями и настороженностью. Если обратится к международному опыту, то интеграция, как правило, является долгим и постепенным процессом.

Начало современному Европейскому Союзу впервые было положено в 1950 году с Европейского объединения угля и стали, международной организации объединившей угольную и металлургическую промышленности Германии и Франции. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) начиналось в 1947 году с «плана Эббота», направленного на стимулирование инвестиций США в экономику Канады.

Следующим шагом было соглашение о либерализации торговли между двумя странами, а полноправное соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано только в 1988 г., после долгих трехлетних переговоров, согласно которому, свободная торговля должна была быть сформирована между ними поэтапно, в течение последующих десяти лет. При этом как в Европе, так и в Америке население не только было хорошо информировано обо всех плюсах и минусах интеграции, но и принимало активное участие в формировании интеграционной политики. Может быть поэтому там обходилось все без явных сложностей и столкновений?

Ильяс Бекболотов,
Чрезвычайный и Полномочный Посланник КР