Бизнес-омбудсмен готовит новую программу экономического развития России

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов начинает разрабатывать новую программу экономического развития России. Об этом он рассказал в интервью РБК. Старт будет дан во вторник во время презентации ежегодного доклада бизнес-омбудсмена.

В докладе Титов указывает на проблемы современной экономики – слабый конкурентный сектор, технологическая отсталость и краткосрочность экономики. Если не изменить ситуацию, страна может оказаться в тяжелой ситуации, предупреждает он.

По его замыслу, решить основные проблемы должна новая экономическая программа, разработанная лучшими экспертами и предпринимателями, и поддержанная обществом.

«Нужна отдельная серьезная экономическая программа. Мы предлагаем начать широкое обсуждение предложений, которые войдут в эту программу. Мы сейчас создадим сайт, будем собирать экспертные группы, создадим экспертный совет, для того чтобы сформировать программу и помогать в этом плане правительству», — рассказал он.

В Минэкономразвития РБК заявили, что готовы рассмотреть предложения экспертов, но пока никакой информации от Бориса Титова не получали.

Власти начали поручать экспертам подготовку концепций долгосрочного социально-экономического развития страны в конце 1990-х. Первым документом из этой серии стала «Стратегия-2010″, разработанная в Центре стратегических разработок (ЦСР) под руководством нынешнего главы Сбербанка Германа Грефа. Концепция была создана в преддверии президентских выборов 2000г.

Подводя итоги реализации документа, Греф в 2010г. указывал, что многие положения программы были выполнены к намеченному сроку. В частности, по его словам, рост российского ВВП за исключением кризисных 2009-2010гг. превысил 6% в год, была осуществлена реструктуризация госдолга, а также обеспечена платежеспособность государства.

В то же время, по мнению экспертов, «Стратегия-2010″ не была выполнена. По данным возглавлявшего до начала этого года ЦСР Михаила Дмитриева, «программа Грефа» оказалось реализована на 40%. По его сведениям, из десятки глобальных целей были осуществлены три: повышение уровня жизни населения, удвоение ВВП и поддержание платежеспособности государства.

В пришедшей ей на смену в 2008г. стратегии социально-экономического развития России до 2020г. (КДР-2020) акцент делался на иных темах: пространственном развитии страны, совершенствовании энергетической и макроэкономической политики, а также интенсивном развитии финансового сектора.

Правительство утвердило концепцию осенью 2008г., когда начался глобальный экономический кризис. Множество экономических показателей резко снизилось, сделав невыполнимыми большинство количественных целей первого этапа реализации КДР-2020, охватывающего 2007-2012гг.

Более тысячи экспертов готовили новый вариант стратегии в течение 2011г. по поручению тогдашнего премьера Владимира Путина. Опубликованная в марте 2012г. «Стратегия-2020″ предусматривает отход от экстенсивной модели роста, основанной на постоянном росте цен на энергоносители. Предполагается, что при условии экономического роста на уровне не менее 5% в год можно сформировать «экономику предложения».

Для этого нужно снизить инфляцию до уровня менее 5%, создать условия для привлечения в экономику длинных денег, стимулировать деловую активность и частные инвестиции, увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП, уменьшив на эту же величину другие расходы (в том числе на оборону и безопасность, а также госаппарат).

Сомнения в возможности ее реализации выразил в начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев. Соавторы «Стратегии-2020″ разделяют опасения главы правительства. Ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований РАНХиГС Сергей Дробышевский подчеркивает, что стратегия писалась в иных, чем сегодня, макроэкономических условиях.

«Закладывая параметры и по темпам экономического роста, и по инфляции, мы исходили из быстрого выхода мировой экономики из рецессии и возобновления устойчивого роста российской экономики в 2012-2013гг.», — говорит он.

Закон о президентском уполномоченном дает ему право участия «в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности». Но все попытки предпринимателей давать советы власти в последнее время заканчиваются безуспешно, и программа Титова вряд ли будет исключением, опасается директор Института стратегического развития ФБК Игорь Николаев.

«Бизнес должен писать такие программы, но только для очистки совести. Потому что власти только изображают диалог с бизнесом, а на практике не прислушиваются. Сам Борис Титов признавал, что был не в курсе планов правительства рассчитывать налог на имущество по кадастровой стоимости, — говорит Николаев. — Поэтому многие бизнесмены не видят смысла участвовать в разработках программ, в этом смысле Титову тоже будет нелегко».

Ранее некоторые идеи Титова все же получали поддержку властей. Например, возглавляемая им «Деловая Россия» предложила создать 25 млн современных рабочих мест, а позже эта инициатива была включена в предвыборную программу Владимира Путина. Также он выступал инициатором проведения амнистии для предпринимателей, по которой в 2013г. на свободу вышли 2,5 тыс. бизнесменов.

Михаил Рубин