Верховный суд считает, что ОСАГО должно регулироваться законом о защите прав потребителей, хотя в новой редакции закона об ОСАГО предложено вывести автогражданку из под его действия. Такие поправки ВС внес ко второму чтению новой редакции закона.
По оценке Российского союза автостраховщиков, в 2013 году примерно четверть всех страховых случаев по ОСАГО (более 600 000) решалось в суде. На судебные издержки компании в прошлом году потратили более 15 млрд руб., посчитали в РСА. Страховщики надеялись избавиться от этих затрат, включив в закон об ОСАГО положение о том, что на эту сферу не распространяется закон о защите прав потребителей. Верховный суд предложил это положение исключить.
«Если предложения ВС будут приняты, это нанесет серьезный удар по рынку ОСАГО. Влияние других поправок будет просто нивелировано: даже изменение тарифов не сможет перекрыть убытки страховых от судебной практики», — говорит исполнительный директор СК «МАКС» Андрей Мартьянов. Если практика рассмотрения дел по ОСАГО в судах не изменится, это заставит страховщиков еще более внимательно и консервативно расширять портфель ОСАГО в общем портфеле компании, согласен руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. Страховые компании стремятся искусственно ограничить продажу полисов ОСАГО.
«Наверное, Верховный суд хочет таким образом оказать застрахованным услугу, но по факту оказывает «медвежью услугу». От закона «О защите прав потребителей» выигрывают только предприимчивые автоюристы, население же получает ухудшение качества или даже невозможность приобрести страховку в некоторых регионах», — добавляет Мартьянов.
Верховный суд также не согласен с желанием признать утрату товарной стоимости транспортного средства не страховым случаем. В действующей редакции закона об этом ничего не сказано, однако суды своими решениями обязывают страховщиков выплачивать компенсацию за утрату товарной стоимости. Считается, что стоимость автомобиля после аварии ниже точно такого же, но не побывавшего в ДТП. Разницу сегодня можно возместить за счет страховой компании, обратившись в суд. «Вызывает недоумение то, что нам упорно предлагают возмещать утрату товарной стоимости — нечто, что невозможно объективно измерить и оценить. Как рассчитать это не знает, по-моему, никто в мире, — говорит замгендиректор «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. — Это абсолютно российский феномен: термин появился в страховании еще в советские времена, когда просто не умели качественно ремонтировать и восстанавливать автомобили. Сейчас же если разбитый бампер заменили на новый (изготовленный, окрашенный и установленный с соблюдением всех заводских технологий), то речь, скорее, может идти не об утрате товарной стоимости, а об ее увеличении».
Также ВС предлагает увеличить в два раза размер неустойки за каждый день просрочки страховой компанией выплаты — 1/75 ставки рефинансирования (0,11%) Центрального банка, а не 1/150 (0,055%), как предлагалось ранее. Кроме того, Верховный суд предлагает отменить верхний предел неустойки. Сегодня размер штрафа не может превышать 120 000 рублей, если ущерб нанесен автомобилю, и 160 000 рублей — человеку. Новая редакция закона, которая рассматирвается Госдумой сейчас, предлагает поднять этот предел до 400 000 руб и 500 000 руб соответственно.
Екатерина Метелица