Минфин поддерживает предложение Следственного комитета России (СКР) прописать в Налоговом и Уголовном кодексах прямой запрет на злоупотребление правом в сфере налогообложения. Срок будет грозить, в частности, за оптимизацию налогов через вывод прибыли в офшор.
Проработать вопрос о введении запрета на злоупотребление правом в сфере налогообложения должен Минфин в соответствии с «Национальным планом по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний», сообщил РБК источник в Росфинмониторинге, подготовившем документ. План должен быть еще обсужден в правительстве.
Инициатором запрета выступает СКР. Следователи ранее предлагали расширить список способов уклонения от уплаты налогов по профильной 199 ст. УК, который теперь будет открытым. Сейчас уголовная ответственность может наступить только за уклонение от уплаты налогов, сопряженное с фальсификацией отчетности, то есть налоговое мошенничество, пояснил РБК старший инспектор СК Георгий Смирнов. Налоговый кодекс предлагается дополнить статьей, предусматривающей прямой запрет на злоупотребление правами в части налогообложения (уклонение от налоговой обязанности или снижение ее размера).
Крупным размером ущерба по 199-й статье УК считается более 2 млн руб. неуплаченных налогов в течение трех лет, особо крупным размером – более 10 млн руб. за тот же период. Максимальная санкция – шесть лет лишения свободы. «Возможно, в части ответственности за агрессивное налоговое планирование суммы ущерба будут повышены, а сроки наказания пересмотрены в сторону понижения, так как это менее опасно, чем налоговое мошенничество», — не исключает представитель СКР.
В такой формулировке опасной может быть сама норма, предложенная силовым ведомством. Она оставляет крайне высокую степень усмотрения у контролирующих органов, предупреждает руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Он напоминает, что сегодня некоторые способы расчета считаются легальными, хоть и агрессивными: перечисление процентов в офшор, продажа по заниженным ценам иностранной компании.
В целом Минфин поддерживает наработки СКР по законодательному закреплению запрета на «злоупотребление правом в сфере налогообложения», сообщили РБК в пресс-службе министерства. Правда, предстоит еще сформулировать конкретное предложение в окончательной редакции, тогда и Минфин окончательно сформулирует позицию, добавили там.
В Следственном комитете предлагают использовать новации в УК и НК, прежде всего, для борьбы с фиктивным дроблением бизнеса — для получения упрощенного режима налогообложения либо вывода прибыли в офшоры.
Схема дробления компаний входит в пятерку наиболее популярных схем налоговой оптимизации, что неоднократно признавала ФНС в своих обзорах, говорит руководитель налоговой практики юрфирмы Sameta Андрей Панфилов.
Взаимосвязь между новыми компаниями при дроблении бизнеса, как правило, сохраняется, ее легко проследить по косвенным признакам (перевод работников из одной компании в другую, история взаимоотношений компаний, организация ведения бизнеса), указывает руководитель юридического отдела «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев.
Налоговым органам, по его словам, не составляет особого труда доказать, что такое дробление было совершено для вида. «Налоговики активно разрабатывают эти схемы и доначисляют налоги, исходя из концепции необоснованной налоговой выгоды, сформулированной в арбитражной практике», — добавляет Панфилов.
При агрессивном налоговом планировании с использованием офшоров сделки или группа компаний структурируются таким образом, что основная налоговая нагрузка переносится на компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях и в странах, у которых с Россией имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, объясняет Георгий Смирнов. «Размер внешнего долга российского небанковского сектора на конец 2012 года составил более 250 млрд долл., из которых 100 млрд были заимствованы в рублях. За рубежом нет долгового рублевого рынка, и иностранные банки предоставить эти кредиты в рублях не могли, что говорит о фиктивном характере кредитов», — говорит он. Похожая ситуация, по его словам, сложилась и с внутрироссийскими займами, 60% из которых были получены не у банков, а у других организаций.
Российская компания по фиктивным контрактам выводит прибыль в подконтрольную ей через траст иностранную организацию под видом поставки товаров либо платы за пользование товарным знаком, поясняет схему представитель Следственного комитета. Далее эти деньги переходят в еще одну компанию из юрисдикции, с которой у России нет соглашения о раскрытии информации о бенефициарах. Выведенные на подконтрольные организации деньги под видом кредитов возвращаются обратно в российскую компанию. «Это приводит к существенному занижению базы по различным видам налогов, в первую очередь по налогу на прибыль и НДС», — отмечает Георгий Смирнов.
Источник в Минэкономразвития соглашается, что подобные схемы имеют большое распространение. Например, российская компания перечисляет деньги офшорной компании якобы за товары или услуги, но самой поставки не осуществляется, приводит он пример. Деньги, таким образом, оседают в офшоре. Но доказать факт занижения налогооблагаемой базы в ряде случаев является проблемой, поскольку не обязательно речь может идти о схеме вывода денег — компанию могли действительно «кинуть» контрагенты в офшоре.
Запрет на злоупотребление правом в налогообложении и уголовная ответственность за агрессивное налоговое планирование – это не российское ноу-хау. «Примером могут служить Международные правила против избежания налогов (General Anti-Avoidance Rules – GAAR) и американский закон FATCA, обязывающий банки раскрывать информацию о бенефицирах счетов американских резидентов». Доктрина разумной деловой цели, введенная в Кодекс внутренних доходов США, сделала операции, не преследующие экономической цели, уголовно наказуемыми. А принятие FATCA позволило американским властям осуществлять уголовное преследование швейцарских банков за соучастие в налоговых преступлениях американских резидентов, заметил он.
Алиса Штыкина, Елена Малышева