Рыночная капитализация крупнейших мировых компаний технологического сектора сократилась за последний месяц на 20%, или на 275 млрд долл., подсчитала The Financial Times. Это уже второй перегретый сектор, который столкнулся с падением котировок в последнее время после биотехнологического.
Аналитики не исключают, что коррекция может быть предвестником еще большей распродажи акций переоцененных компаний.
FT рассмотрела динамику акций 14 крупнейших технологических компаний с рыночной капитализацией не менее 20 млрд долл. Пять из них азиатские, девять – американские. До начала падения их котировок в первой декаде марта, их общая стоимость достигала 1,4 трлн долл. Однако с тех пор многие из них столкнулись со значительным обвалом акций.
Больше других потеряли Twitter и LinkedIn — более 30% своей стоимости по сравнению с пиковыми значениями, достигнутыми в январе-феврале. А бумаги Yahoo Japan рухнули сразу на 26%. Cоциальная сеть Facebook подешевела на 22% по сравнения с пиком в 72,9 долл. за бумагу в начале марта.
Меньше других пострадали японская Rakuten – «минус»7%, и корейский поисковик Naver, акции которого с 7 марта подешевели на 10%. Даже бумаги Google понизились в цене на 12%, вдвое больше, чем индекс Nasdaq.
Часть экспертов считает ослабление акций технологических компанией давно назревшей коррекцией. «Акции компаний, завязанных на Интернет, стали слишком дорогими», — цитирует Bloomberg управляющую Pictet Asset Management Полин Дан. Отчасти предыдущий скачок стоимости технологических компаний связан с притоком спекулятивного капитала со стороны так называемых инерционных инвесторов, полагающих, что если компания дорожала быстрее рынка в недавнем прошлом, вероятно, она продолжит делать это и дальше.
Однако в последнее время убежденность в том, что это будет продолжаться долго, пошатнулась. В марте разработчик популярной мобильной игры Candy Crush, компания King Mobile привлекла через IPO 500 млн долл., получив оценку более чем в 7 млрд долл. Однако в первый день торгов ее акции рухнули, так как инвесторы сомневаются, что она сможет стабильно выводить на рынок игровые хиты.
Много вопросов вызвала и февральская сделка по покупке Facebook за 19 млрд долл. мобильный мессенджер WhatsApp – компания с 55 сотрудниками и выручкой в 2013 году, оцениваемой в 20 млн долл. Частично сделка будет оплачена акциями самой Facebook из-за чего ее сумма уже снизилась до 17 млрд долл. после ослабления котировок соцсети. Румшеринговый сервис Airbnb сейчас ведет переговоры о привлечении финансирования в 450 млн долл. исходя из оценки компании в 10 млрд долл. Это больше, чем стоит сеть отелей Intercontinental.
В памяти инвесторов еще жив кризис доткомов: как и в 1999-200 годах, компании, которые не приносят прибыли (например, Twitter), стоят на бирже миллиарды долларов. Однако теперь возможным пузырем оказались охвачены не просто интернет-компании, а те из них, чей бизнес завязан на приложения для смартфонов и планшетов. «Мобильный (рынок) – это абсолютно новая территория. Все стараются захватить побольше земель, чтобы выстроить свои империи»,- цитирует The Financial Times аналитика CLSA Терри Чена. Причем, речь может идти не просто о коррекции. «Сейчас печатный станок ФРС настолько сильно задрал стоимость акций, что они чрезвычайно уязвимы перед крахом в отсутствие ежемесячных вливаний ФРС», — отметил автор инвестиционного бюллетеня High TechStrategies Фред Хайки.
Технологические стартапы, которые рассчитывали продолжить начатую в прошлом году волну удачных IPO, также ощутили на себе растущий скепсис со стороны инвесторов. В 2012 году в США прошло 222 IPO (максимум с 2000 года), из которых 45 пришлись на компании технологического сектора, подсчитала Renaissance Capital. Китайский мессенджер Sina Weibo в понедельник сократил объем запланированного IPO в США с 500 млн до 380 млн долл. По данным Bloomberg, инвестфонд TPG, участвующий в переговорах с Airbnb склоняется к тому, чтобы не вкладывать деньги в сервис. Самый большой вопрос – что будет с IPO Alibaba, которая по оценкам аналитиков, может стоить 200 млрд долл. в свете проблем публичных технологических компаний.
Андрей Котов