Альтернатива альтернативе: США нашли замену сланцевому газу

Доля электроэнергии, выработанной ветряными турбинами, составила рекордных 4,8% от общего объема электроэнергии, потребленной в Соединенных Штатах Америки в январе 2014г., согласно данным Американской ассоциации по энергетической информации. Такие результаты были достигнуты вопреки негативному стечению обстоятельств.

В 2013г. федеральное правительство в Вашингтоне отменило субсидии для ветряных электростанций, а бум добычи сланцевого газа сделал «голубое топливо» экстремально дешевым, что рассматривалось многими экспертами как подрыв конкурентоспособности возобновляемых источников энергии.

Газ или ветер?

Кажется, ничто не может остановить американскую индустрию ветряных электростанций, отмечает Bloomberg. Индустрия продолжает активно расти только потому, что электроэнергия, вырабатываемая за счет силы ветра, оказывается дешевле, чем энергия, вырабатываемая за счет сжигания угля или газа. Согласно статистическим данными, больше всего ветряной электроэнергии вырабатывается в богатых природным газом штатах: Техасе, Оклахоме и Колорадо.

Согласно статистике Bloomberg New Energy Finance (BNEF), стоимость 1 МВт*ч ветряной электроэнергии в мире составляет около $84 — с учетом отмены субсидий в США — т.е. столько же, сколько стоит в среднем по всему миру 1 МВт*ч электроэнергии, вырабатываемой газовыми электростанциями.

В Соединенных Штатах наблюдается жесточайшая конкуренция между ветром и природным газом. С одной стороны, технология гидроразрыва пластов (применяемая для добычи сланцевого газа) привела к перевороту в американской энергетике, и теперь цены на газ в США являются самыми низкими в мире, и республиканцы в Конгрессе активно выступают в пользу начала масштабного экспорта природного газа. С другой стороны, ветряным электростанциям позволяли удерживаться на плаву значительные федеральные субсидии, но с их отменой в прошлом году индустрия продолжила расти, что говорит о том, что производство электроэнергии «из воздуха» крепко встало на ноги.

Более того, ветряная энергия продолжает дешеветь за счет применения инновационных технологий. За последние 4 года, сообщает Bloomberg, цена ветряной энергии сократилась на 43% — что объясняет отмену субсидий за ненадобностью. Так, в 2013г. субсидии выплачивались на уровне $23 за МВт/ч при средней цене в $84 за МВт/ч, т.е. на уровне 27%. Аналитик BNEF по ветряной энергии Эми Грейс полагает, что в ближайшие несколько лет доля ветряных электростанций продолжит расти быстрыми темпами, в т.ч. за счет множества уже заключенных контрактов. Напомним, в данный момент общий объем американской индустрии ветряной энергии оценивается в $14 млрд, при этом она является вторым крупнейшим потребителем турбин в США.

Риски для перспектив газа в США
Следует отметить, что цена электроэнергии, вырабатываемой угольными электростанциями, все же на 3% ниже среднемировой цены ветряной и газовой электроэнергии. Однако сами угольные электростанции дороги в сооружении и обслуживании, а также загрязняют окружающую среду. При этом стоимость энергии атомных электростанций в два раза дороже средней цены газовой и ветряной энергии в $84. Внутри Соединенных Штатов спрос на природный газ неуклонно растет на фоне отказа от энергии угля и атома, что сказывается на его цене — она начала расти, согласно данным Министерства энергетики США. Но стоит отметить, что в 2008г. природный газ в США стоил $8,90 за 1 млн британских термических единиц ($311,5 за 1 тыс. куб. м), в 2013г. — $3,73 ($130,55 за 1 тыс. куб. м), что значительно ниже среднемировой цены. Так, по данным British Petroleum,.природный газ стоит $318,5 за 1 куб.м в Соединенном Королевстве, $385 за куб. м в ФРГ и $595 за куб. м в Японии. Таким образом, с учетом стремления Вашингтона экспортировать американский природный газ, а также роста внутреннего спроса, у американского газа все еще остается огромный запас конкурентоспособности в глобальном масштабе.

Если американцам придется платить за газ больше — ветер победит. Так, по данным Citigroup, в 2020г. американский газ будет иметь долю глобального рынка в 20%. Это неизбежно подразумевает удорожание природного газа внутри США.

Конгрессмены в Вашингтоне также отмечают, что произодители природного газа в США используют нечестные методы конукурентной борьбы. Так, некоторые компании формируют общие партнерства с ограниченной ответственностью, что позволяет уходить от уплаты налога на прибыль — и таким образом снижать цену на газ.

При этом демократы в Конгрессе, высказывающиеся против превращения США в энергетическую сверхдержаву за счет начала экспорта американского газа, говорят: экспорт газа приведет к его удорожанию на внутреннем рынке. Республиканцы отмечают: цены на газ внутри США подвержены значительным колебаниям в зависимости от некоторых факторов, так, в период экстремальных морозов зимы 2013-2014гг. в США цена на газ в Бостоне на несколько дней взлетела в 10 раз — до $2660 за 1 тыс. куб м. Подобная нестабильность цен на ископаемое сырье объясняется тем, что такие товары, в частности, газ, торгуются в США по краткосрочным или однодневным контрактам или соглашениям.

Цены на энергию ветра более стабильны — гораздо стабильнее, чем цены на любой вид ископаемого топлива. Стивен Монро из New Energy Finance отмечает: «с ветром такой ценовой драмы не бывает. На ветер можно смело заключать 20- и 25-летние контракты. А цену на газ никто не возьмется предсказать и на пять лет вперед».

В условиях сегодняшней неопределенности американские компании ЖКХ смотрят только на цену того или иного источника энергии. Саманта Дарт, аналитик Goldman Sachs Group, полагает, что газ в США будет конкурентоспособен при ценах не выше $157,5 за 1 тыс. куб. м. При более дорогом газе ветер станет королем американской энергетики.

Политическое решение

Ситуация, однако, пока остается неопределенной и во многом зависит от того, какие решения будут приняты в Вашингтоне.

Декстер Гонтлетт, аналитик Navigant Consulting в Ванкувере, Вашингтон, сообщил, что перспективы энергии ветра на внутреннем рынке США в данный момент (без учета таких революционных факторов как начало экспорта американского газа) обусловлены влиянием трех переменных: индивидуальная потребность каждого штата в том или ионм виде энергии, федеральные субсидии той или иной индустрии и соотношение цены энергии ветра/энергии газа.

Соглашения о поставках электроэнергии в США сейчас находятся под колоссальным давлением», — сообщил Юрген Зешки, глава немецого производителя турбин Nordex SE. — «Бум сланцевого газа оказывает давление на цену ветряной электроэнергии, и инвестировать сейчас сложно».

При глобальной цене природного газа, как отмечалось выше, в $318,5 (Британия) — $595 (Япония) за 1 тыс. куб м, экспорт американского газа может привести к его удорожанию с нынешнего уровня в $130,55 за 1 тыс куб м в два-три раза, что значительно превышает допустимый лимит его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Поэтому, превратившись в энергетическую сверхдержаву, Соединенные Штаты обеспечат еще более стремительный рост своей индустрии экологически чистых ветряных электростанций, что подстегнет темпы создания новых рабочих мест и новые контракты для производителей турбин как внутри США, так и за их пределами. Одним словом, такой шаг предоставит решение для многих из проблем администрации президента Барака Обамы.

Но даже и в том случае, если в Конгрессе верх возьмут демократы, и экспорт американского газа на мировой рынок не начнется, проблема принуждения произодителей газа к уплате налогов — которой, несомненно, займется Служба внутреннего налогообложения (IRS) США, — и нестабильность газовых цен на фоне обусловленного технологическим прогрессом дальнейшего удешевления стоимости ветряной энергии и давления энвайронменталистского лобби в Вашингтоне, в ближайшей перспективе неотвратимо приведут к переключению американских коммунальщиков на потребление энергии ветряных электростанций. И в этом случае ископаемое топливо в США окажется попросту никому не нужным.

Кристиан Роуз