Проект гибридного ё-мобиля, анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010г. и собравший более 200 тыс. предзаказов, фактически закрыт, пишет «Коммерсантъ». ОНЭКСИМ за 1 евро передал все технологии государственному институту НАМИ и намерен продать цеха в Санкт-Петербурге.
Компания «Ё-Инжиниринг», которая занимается проектированием ё-мобилем, передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля, рассказали в ОНЭКСИМе. Договор о передаче прав за символический 1 евро подписан 3 апреля, сообщает издание.
Директор по инвестициям ОНЭКСИМа Валерий Сенько пояснил, что «конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства», так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом. С 2010г. «параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро», а на исследования уже потрачены «несколько сотен миллионов евро», добавил он. На фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной, поэтому было принято решение передать наработки государству.
«Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России», — утверждает Сенько. Заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил «Ъ», что министерство и НАМИ «с благодарностью восприняли передачу технологий».
«ё-АВТО» сохранит за собой только бренд «Ё».
Источники, знакомые с ситуацией, согласны, что «передача технологий государству — наиболее красивый и приемлемый вариант». Они отмечают, что по ходу работы «возникало много текущих непредвиденных проблем», в итоге цена ё-мобиля могла вырасти вплоть до 1 млн руб., что «в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля». «В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом», — говорит один из собеседников «Ъ».
Источники «Ъ» отмечают, что в такой ситуации НАМИ «стал наиболее понятным государственным партнером». В 2013г. «Ё-Инжиниринг» делал для института анализ платформы проекта «Кортеж» (производство автомобилей для первых лиц), а также спроектировал и изготовил образцы электромоторов и электроники для проекта «Гибридная Lada Granta». НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу ё-мобиля, сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля. Но от самостоятельных планов производства ё-мобиля ОНЭКСИМ отказывается.
Разработку крупной универсальной платформы для западного производителя источники «Ъ» на рынке оценивают в 1-1,5 млрд долл. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около 700 млн долл. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с ё-мобилем дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но, по его оценке, торги могли бы начаться от 200-300 млн долл. Китайские производители, считает он, заплатили бы и больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за 200 млн долл.
Проект по созданию нового российского автомобиля стартовал в апреле 2010г. Проект реализует совместное предприятие «ё-АВТО», 51% которого принадлежит ОНЭКСИМу Михаила Прохорова и 49% — ЗАО «Яровит Моторс». В конце 2010г. были представлены прототипы трех российских гибридных автомобилей (минивэн, кросс-купе и городской фургон), созданных на единой платформе.
Автомобиль планировалось производить на строящемся заводе в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Сообщалось, что проектная мощность завода в 2018г. составит 40 тыс. автомобилей в год. В 2015г. планировалось произвести около 10 тыс. гибридных кроссоверов ё-авто.
Официальный прием заказов на ё-мобили начался 16 мая 2011г., а в июне 2011г. был заложен первый камень в основание завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Инвестиции в две очереди должны были составить 260 млн евро.
В Подмосковье прошла официальная презентация ё-мобиля
Назад
Далее