В Уголовный кодекс будут внесены поправки, ужесточающие ответственность за терроризм и преступления против государственной безопасности.
За организацию массовых беспорядков можно будет получить до 15 лет лишения свободы.
Терроризм и беспорядки
Комитет Госдумы по безопасности одобрил поправки в Уголовный кодекс, которые парламент может рассмотреть 15 апреля. Изменения подготовлены ко второму чтению антитеррористического пакета, внесенного депутатом Ириной Яровой.
По статьям о терроризме и преступлениям против государственного строя (посягательство на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж) по совокупности преступлений максимальный срок вырастет с 25 до 30 лет, а по совокупности приговоров с 30 до 35 лет.
Поправки увеличивают максимальный срок лишения свободы за организацию массовых беспорядков — с 10 до 15 лет. Устанавливается уголовная ответственность за обучение технике массовых беспорядков. «Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них», предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. Обучающиеся смогут освободиться от ответственности за преступление, если своевременно сообщат о готовящихся беспорядках в правоохранительные органы, говорится в примечании к проекту поправок.
Участвовавший в «Болотном деле» адвокат Вадим Клювгант не понимает, зачем ужесточать ответственность за организацию массовых беспорядков: «Она и так вполне адекватна и сурова». «В советские времена организаторов массовых беспорядков приговаривали к срокам между тремя и четырьмя годами. У нас Уголовный кодекс и так предполагает до 10 лет лишения свободы за это преступление. Зачем еще большая кровожадность? Только если это от страха», — рассуждает он.
Введение особой ответственности за подготовку к беспорядкам он считает попыткой законодателя «обойти ограничение, не позволяющее судить только за приготовление к преступлению», поскольку 30 статья УК «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» не позволяет назначить максимальное наказание.
«Никакие жесткие законы не остановят участие людей в уличных акциях. У граждан есть конституционное право на участие в демонстрациях. И тут проходит очень тонкая грань — когда это участие дозволено, а когда нет. Фактически этот вопрос отдается на усмотрение судей, больше склонных к обвинению», — говорит адвокат Владимир Жеребенков.
«Вероятно, наша власть видит, что происходит в соседних республиках, и опасается таких же событий у нас. С другой стороны — это отголоски событий на Болотной площади», — предполагает член политсовета партии РПР-ПАРНАС, адвокат Вадим Прохоров.
ФСБ набирает полномочия
Значительно увеличиваются полномочия оперативников ФСБ. Проверять документы, досматривать личные вещи и транспорт сегодня эфэсбэшники могут только в отношении подозреваемых в совершении или подготовке преступлений. Согласно поправкам, подвергнуть обыску можно будет заподозренного в совершении административного правонарушения.
Также сотрудники ФСБ смогут составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.3 п.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей». К «подследственности» пограничных органов ФСБ также относятся ст. 16.2 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».
К компетенции ФСБ будет отнесено пресечение и выявление нелегальных археологических раскопок, уклонение от передачи найденных ценностей в музейный фонд РФ, нарушение правил защиты информации, экспортного контроля, производства оборонной продукции, нарушение режима контртеррористической операции и даже предпринимательская деятельность без лицензии.
«Новации грозят не только тем, кто умышленно и преднамеренно совершает указанные правонарушения, но и тем, кого просто заподозрят в совершении таких деяний, — рассуждает адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко. — Сотрудники ФСБ легко смогут производить досмотры граждан, их личных вещей и транспортных средств, что может привести к нарушению прав граждан на личную неприкосновенность, на личную жизнь и ее тайну. В одних случаях (при терроризме, например), такие меры наверняка оправданны, но в административном процессе это выглядит слишком уж чрезмерной бдительностью».
«Я сейчас не буду поддерживать никакие «наказательные» проекты. И так у нас атмосфера закручивания гаек. Любые ужесточения законов сейчас неактуальны. Лучше бы наладить работу действующих», — сказал РБК депутат фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев. Впрочем, саботировать принятие этого закона он также не собирается: «Сейчас в Думе иные настроения, нецелесообразно устраивать противостояние, мы в меньшинстве, и закон все равно будет принят».
Антитеррористический пакет законопроектов был внесен депутатами от четырех думских фракций в начале года после терактов в Волгограде. Он увеличивает срок уголовного наказания за содействие террористической деятельности (вплоть до пожизненного), дает новые полномочия сотрудникам ФСБ, ограничивает анонимность электронных платежей и расширяет доступ силовиков к информации о пользователях Интернета. Все поправки были одобрены депутатами в первом чтении 3 марта.
Анастасия Михайлова, Мария Макутина, Иван Петров