Депутаты предлагают ужесточить наказание за организацию массовых беспорядков, увеличив срок лишения свободы до 15 лет. Аналогичное наказание предусматривается и за подготовку организаторов беспорядков и участие в них. Такие поправки в антитеррористическое законодательство за авторством Ирины Яровой в четверг рекомендованы комитетом Госдумы по безопасности к принятию во втором чтении. Депутаты могут их рассмотреть 15 марта.
Антитеррористический пакет законопроектов был внесен депутатами от четырех думских фракций в начале года после терактов в Волгограде, но ужесточение наказания за организацию или участие в массовых беспорядках изначально не предусматривалось.
Эта депутатская инициатива увеличивала срок уголовного наказания за содействие террористической деятельности (вплоть до пожизненного срока), давала новые полномочия сотрудникам ФСБ, ограничивала анонимность электронных платежей и расширяла доступ силовиков к информации о пользователях интернета. Все три законопроекта из этого пакета были одобрены депутатами в первом чтении 3 марта.
Ко второму чтению глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Яровая и ее коллега из верхней палаты, председатель комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров предлагают в законопроекте о противодействию терроризму переписать ч.1 ст.212 УК РФ (массовые беспорядки). В нынешней редакции организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
В новой редакции добавляется новая квалификация — использование «отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих», а также расширяется сам состав преступления. «Подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них» будет наказываться точно так же, как и сама организация таких протестов, — до 15 лет тюремного заключения.
Кроме того, данная статья дополняется четвертой частью, касающейся тех, кто обучается технике организации массовых беспорядков или участия в них. «Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них» предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб.
Опрошенные РБК адвокаты видят прямую связь между предложенным расширением репрессивных функций государства и последними событиями на Украине, где в результате затяжного конфликта, сопровождавшегося уличными беспорядками, был отставлен президент Виктор Янукович, а к власти пришла прозападная коалиция.
«Вероятно, наша власть видит, что происходит в соседних республиках, и опасается таких же событий у нас. С другой стороны, это отголоски событий на Болотной площади», — уверен член политсовета РПР-ПАРНАС, адвокат Вадим Прохоров.
Организаторами массовых беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая 2012г. следствие считает лидеров «Левого фронта» Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, а также левого активиста Константина Лебедева. Последний уже осужден на 2,5 года колонии общего режима: он пошел на сделку со следствием и признал свою вину. В своих показаниях Лебедев, в частности, заявил, что «подготовка к массовым беспорядкам» осуществлялась на средства грузинского политика Гиви Таргамадзе. Сейчас он объявлен в розыск.
В обвинительном заключении по делу Лебедева говорится, что активист посетил несколько «тренировочных лагерей» на территории России, а также в Литве. По версии следствия, там оппозиционные активисты готовились к участию в массовых беспорядках. В декабре 2012г. Следственный комитет провел обыски у политактивистов Таисии Александровой, Анны Корниловой и Юрия Набутовского, принимавших участие в семинаре для наблюдателей на выборах в Литве. СК считает, что образовательные встречи были посвящены «захвату власти на примере «цветных революций». Официальные обвинения активистам не были предъявлены.
«Никакие жесткие законы не остановят участие людей в уличных акциях. У граждан есть конституционное право на участие в демонстрациях. И тут проходит очень тонкая грань — когда это участие дозволено, а когда нет. Фактически этот вопрос отдается на усмотрение судей, больше склонных к стороне обвинения», — заявил РБК адвокат Владимир Жеребенков.
Участвовавший в «болотном деле» адвокат Вадим Клювгант не понимает, зачем ужесточать ответственность за организацию массовых беспорядков: «Она и так вполне адекватна и сурова». «В советские времена организаторов массовых беспорядков приговаривали к срокам между тремя и четырьмя годами. У нас Уголовный кодекс и так предполагает до 10 лет лишения свободы за это преступление. Зачем еще большая кровожадность?» — рассуждает он. Введение особой ответственности за подготовку к беспорядкам Клювгант считает попыткой законодателя обойти ограничение, которое не позволяет назначить максимальное наказание только за приготовление к преступлению (ст.30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» УК РФ).
Мария Макутина, Анастасия Михайлова, Александр Артемьев