Госдума приняла в трех чтениях пакет законов об особенностях функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя в переходный период, то есть до 1 января 2015г. Документы были внесены на рассмотрение нижней палаты главой думского комитета по финансовому рынку Натальей Бурыкиной и сенатором Николаем Журавлевым.
Федеральный закон «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города Севастополя на переходный период» устанавливает особенности деятельности банков и некредитных финансовых организаций, работающих на сегодняшний день на присоединенных территориях по украинскому законодательству.
Так, согласно документу, кредитные учреждения, зарегистрированные на территории Крыма и Севастополя, будут вправе продолжать осуществлять свою деятельность до окончания переходного периода без получения лицензии Банка России. Однако при этом они должны соответствовать ряду условий. В частности, не позднее чем через 15 дней после вступления в силу закона они должны уведомить ЦБ о продолжении своей работы. Еще одним условием является исполнение требования Банка России о предоставлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками, а также предоставлении отчетности и иной информации о своей деятельности в ЦБ. В течение 30 дней после вступления закона в силу в Банк России должны быть предоставлены копии учредительных документов, информация о руководителях банка и основных акционерах (владеющих свыше 10% акций).
До 1 января 2015г. банки Крыма и Севастополя должны будут пройти регистрацию по российскому законодательству. Минимальный размер уставного капитала банка при этом должен составлять не менее 300 тыс. руб. В противном случае они прекратят свою деятельность после окончания переходного периода.
Фонд защиты вкладчиков будет осуществлять компенсацию по вкладам физлиц в банках, имеющих лицензию Национального банка Украины. Финансирование компенсационных выплат, равно как и создание самого фонда, предлагается осуществлять за счет средств Агентства по страхованию вкладов (АСВ). С этой целью в закон о страховании вкладов вносится поправка, расширяющая перечень возможных доходов АСВ. Однако при доработке этого законопроекта профильным комитетом он был значительно изменен.
В частности, в нем появилась статья, регламентирующая деятельность страховых организаций, работающих в Крыму и Севастополе. Причина, по которой были внесены новые пункты, заключается в разнице между выплатами по ОСАГО, стоимостью страховых полисов и способах расчетов в России и на присоединенных территориях. По словам главы профильного комитета Натальи Бурыкиной, стоимость полисов в Крыму гораздо ниже, а выплаты страхового возмещения выше по сравнению с действующими в России.
В связи с этим в Крыму предлагается закрепить минимальный для России коэффициент страховых тарифов в размере 0,6. Российская ассоциация страховщиков (РСА) может компенсировать страховщикам разницу между этим коэффициентом страховых тарифов и базовым тарифом за счет средств того же АСВ. При этом страховщики должны будут предоставить в РСА экономически обоснованные расчеты своих финансовых потерь за счет разницы тарифов.
Кроме того, требования по неурегулированным до 16 марта 2014г. страховым спорам должны будут предъявляться к профессиональному объединению страховщиков. Выплаты будут осуществляться уже по действующему российскому законодательству в рублях. Законом устанавливается фиксированный курс, по которому будут осуществляться все выплаты: 1 грн равна 3,8 руб.
Уставный капитал фонду должно будет перечислить АСВ. Для этого Банк России в 2014г. должен будет перечислить АСВ 60 млрд руб. в качестве имущественного взноса в фонд. Бурыкина пояснила РБК, что сумма была предложена на основании предварительных расчетов. «По моему мнению, сумма (суммарные обязательства крымских банков перед вкладчиками. — Примеч. РБК) там может быть порядка от 20 млрд до 60 млрд руб. Это такой более или менее взвешенный вариант, мы же не знаем, как поведут себя банки с расчетами с юридическими лицами, с массой других вопросов, мы не знаем, как себя поведут их страховые компании. Поэтому мы заложили деньги с запасом, чтобы всю эту ситуацию можно было как-то понятно разруливать. Я полагаю, что надо вдумчиво относиться ко всему, что там происходит. И если наши органы, которые мы там создадим, будут правильно работать, то, я думаю, что хватит и даже останется», — сказала Бурыкина.
После утверждения советом директоров ЦБ годовой финансовой отчетности за 2013г. банк должен будет перечислить 75% фактически полученной по итогам года прибыли в федеральный бюджет уже после вычета налогов и имущественного взноса АСВ.
Защита вкладчиков крымских банков будет обеспечена на уровне, установленном на сегодняшний день российским Агентством по страхованию вкладов, то есть до 700 тыс. руб.
Екатерина Ларинина