Перелет по России стоит почти на 30% дешевле, чем в прошлом году. Очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам авиакомпаний, считают эксперты.
Вопреки ожиданиям рынка, в январе-марте 2014г. авиабилеты подешевели по сравнению с прошлым годом. На внутрироссийских направлениях средний чек упал на 26,7%, на международных — на 2,85%, подсчитал представитель российского метапоисковика Aviasales Янис Дзенис.
В марте 2014г. по сравнению с мартом прошлого года билеты на российские направления подешевели на 27%, за рубеж — на 1%, добавил генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев. На фоне увеличения курса доллара на 20% в валютном эквиваленте билеты подешевели на 21%, уточнил он. Такую динамику подтверждают и другие продавцы авиабилетов — AnyWayAnyDay, Biletix, Pososhok, «Агент.ру», «Связной».
В случае с UTair это связано с введением гибридной бизнес-модели на некоторых направлениях, пояснил представитель авиакомпании. Например, на рейсах в Омск и Челябинск за счет использования новых самолетов максимальной вместимости удалось в два раза снизить цены, напомнил он. Представитель «Аэрофлота» подтвердил снижение тарифов, но не смог это прокомментировать. В S7 Airlines и «Трансаэро» обещают объяснить это позже.
На рынке такое снижение тарифов демпингом не считают. У авиакомпаний сейчас нет причин демпинговать, цены обычно снижаются только под выход сильных конкурентов — EasyJet, Ryanair, ожидаемого «Добролета», считает Дзенис. Хотя они могут позволить себе небольшой демпинг, поскольку имеют определенную часть себестоимости билетов в рублях, рассуждает управляющий директор метапоисковика KAYAK по России и СНГ Андрей Вербицкий.
Падение средней цены объясняется перетеканием пассажиров в сторону более дешевых билетов и направлений, говорит директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Снижение тарифов происходит для стимулирования спроса в условиях необходимости достижения приемлемой загрузки самолетов, напоминает аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. В январе-марте 2014г. прирост пассажиропотока российских авиакомпаний составил 11,1%, тогда как в прошлом году за три месяца количество пассажиров выросло на 22%.
Также можно сказать, что авиакомпании готовятся к приходу на рынок нового российского лоукостера «Добролет», внедряя в свой бизнес элементы модели низкобюджетных перевозок, рассуждает Юрова. С появлением «Добролета» тарифы могут снизиться на 10%, подсчитал Фаминский. Сам «Добролет» обещает цены на билеты на 20-40% дешевле предлагаемых традиционными авиакомпаниями.
Издержки авиакомпаний росли медленней инфляции, и это дало им возможность немного поиграть с тарифами, не впадая в убытки, поясняет главный редактор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Также авиакомпании за счет выросшей загрузки кресел повысили свою эффективность в пересчете на пассажирокилометр, авиакомпании ценой стимулировали спрос, добавил эксперт.
Из-за того, что возможности перевозчиков по снижению издержек ограничены из-за законодательных ограничений и проблем аэропортовой инфраструктуры, существует опасность, что очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам в отрасли, считает Юрова.
Ранее ожидалось, что рост лизинговых платежей российских авиакомпаний от девальвации рубля увеличит в этом году цену авиабилетов минимум на 200 руб.
С начала года рубль потерял в цене более 10%. Лизинговые контракты авиакомпаний в основном номинированы в валюте, ослабление рубля может привести к росту расходов на лизинг, пояснила аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Издержки в рублевом выражении вырастут на величину обесценения рубля, подтвердил аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Увеличение тарифов произойдет не сразу, пояснил эксперт комитета по транспорту Государственной думы России Роман Гусаров. В первую очередь проиграют от скачка курса валюты авиакомпании, потери которых будут особенно сильными в низкий сезон, когда самолеты заполняются не полностью, отметил он. «Часть компаний либо обанкротится и уйдет с рынка, либо наберет кредитов, а потом эти отсроченные долги будут «висеть» еще долго за компанией, оказывая влияние на стоимость билета», — пояснил Гусаров.
Скачок курса может привести к дополнительным расходам авиакомпаний на лизинг в размере до 15 млн руб. в год в расчете на один самолет Airbus A320, подсчитал Пискун. В парках крупнейших российских авиакомпаний более сотни самолетов этого семейства. В лизинговых компаниях рассказали, что процентная лизинговая ставка составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Самые распространенные типы Boeing 737 и Airbus A320 стоят $90,5 млн и $93,9 млн.
Анатолий Темкин