Почти 900 млрд руб. неналоговых поступлений в бюджет не поддаются предварительной оценке, пришли к выводу в Счетной палате. Из-за разбалансировки законодательства и неправильного администрирования бюджет приходится постоянно перекраивать. Аудиторы предлагают законодателям переписать Налоговый кодекс, добавив в него некоторые неналоговые платежи.
За прошлый год неналоговые поступления в федеральный бюджет без учета доходов от внешнеэкономической деятельности составили 894 млрд руб., сообщили РБК в Счетной палате. Из них 39% приходится на доходы от использования госимущества, 27% составляют платежи за использование природных ресурсов, затем идут доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (15%) и доходы от продажи активов (12%).
Законы, регулирующие эти поступления, принимались в разное время и не дают однозначного представления о принципах определения размера и ставки платежа, периодичности ее изменения с учетом экономической целесообразности и уровня инфляции, ответственности за неуплату и т.д., говорят в контролирующем органе. «Например, положение о Минфине не устанавливает его полномочия по выработке государственной политики и правового регулирования в этой сфере. Ставки неналоговых платежей своевременно не пересматриваются, — сказал РБК аудитор Сергей Штогрин. — Это приводит к тому, что бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования».
Акты, регулирующие этот вопрос, не оговаривают сроки пересмотра ставок и необходимость индексации их с учетом уровня инфляции, в некоторых случаях она этому уровню не соответствует. Это приводит к занижению прогноза и фактического поступления неналоговых доходов, говорят в Счетной палате.
Проверка показала, что у Минфина нет точных данных о том, владеют ли главные администраторы доходов методиками расчета. В результате в финансовое ведомство зачастую поступают прогнозы, «рассчитанные по устаревшим методикам» или вовсе без них — только на основе данных о доходах за прошлые годы. Это приводит к значительному пересмотру бюджетных поступлений. Так, в 2012г. неналоговые доходы выросли на 348 млрд руб. (56,5% от первоначального прогноза), в 2013г. — на 135,5 млрд руб. (17,8%).
Сейчас неналоговые платежи поступают в различные фонды, при этом совершенно непонятно, как они расходуются, кто ими распоряжается, не ясен механизм их взыскания — отсюда, как следствие, полнейшее отсутствие прозрачности, говорит руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев.
За прошлый год почти все администраторы пересмотрели свои прогнозы. Минэнерго увеличило прогноз по доходам в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении СРП «Сахалин-1″ и «Сахалин-2″ на 37,5%; более 85% неналоговых доходов, администрируемых МИДом, не предусмотрены прогнозом поступлений (8,5 млрд руб.), в Минсельхозе разница между прогнозом и поступлениями составила 515 раз. Что касается Росимущества, Росрыболовства, Россельхознадзора, Росфиннадзора, ФМБА России, Ростехнадзора и Росатома, то они свой прогноз, наоборот, уменьшили.
Доходы от сдачи в аренду имущества в оперативном управлении федеральных органов власти в 2013г. сократился на 5,4% от прогноза и составили 897,5 млн руб. По сравнению с 2012г. поступления сократились на 41,6 млн руб., констатируют в Счетной палате.
Основная проблема в этом вопросе — деятельность Росимущества, собственностью практически не управляют, сказала РБК зампред думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. В последнем проекте постановления о принятии бюджета поручено проверить все взносы в уставные капиталы, напомнила депутат. В Росимуществе от комментариев отказались. В Минфине готовят ответ на запрос РБК.
Такие неналоговые платежи, как сборы за оказание платных услуг и компенсации затрат государства, плата пользователей радиочастотным спектром и плата за использование лесных ресурсов по своей экономической природе похожи на госпошлины или налоги, отмечают в Счетной палате. Чтобы улучшить их администрирование, контролирующий орган предлагает внести ряд неналоговых платежей в Налоговый кодекс. «Эта мера может привести к увеличению поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет», — считает Сергей Штогрин.
Значительная часть неналоговых поступлений (такие как платежи за парковку, лицензионные авторские сборы) являются по сути налоговыми платежами, поэтому администрирование должно производиться аналогично налогам, было бы правильно взыскивать налоговые и неналоговые платежи по единому стандарту, говорит Иван Чемичев. Некоторые неналоговые платежи теоретически можно администрировать в порядке, аналогичном налогам, соглашается руководитель отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta Андрей Панфилов. Например, если речь идет об арендной плате за землю и недвижимое имущество, штрафах за нарушение ПДД.
В то же время Панфилов отмечает, что правовое основание для возникновения обязанности по уплате этих платежей в корне отличается от налогов. «Налог — это безусловная обязанность содержать государство. По сути начисленный тебе налог юридически уже не твои деньги. Соответственно, полностью подчинить неналоговые поступления налоговому закону не удастся. А половинчатое решение создаст путаницу в правоприменении», — предупреждает он.
Алиса Штыкина