Счет за Крым: претензии России и Украины друг к другу

Киев требует от Москвы компенсацию за потерянный Крым. Под угрозой экспроприации государственные активы на территории Украины стоимостью $2–4 млрд. Реальны также риски ареста российского имущества в третьих странах. Но потенциальный выигрыш Кремля все равно вдвое больше потерь, подсчитали эксперты.

В ответ на подписание договора о вхождении Крыма в состав России Киев пригрозил компенсировать свои убытки за счет конфискации российского имущества. «Украина оставляет за собой право принимать адекватные меры по компенсации всех убытков за счет имущества, принадлежащего Российской Федерации и находящегося как на территории Украины, так и в других государствах», – заявил министр юстиции Украины Павел Петренко.

Министерство экономики Украины оценивало ущерб от потери активов на территории Крыма, заявил РБК глава ведомства Павло Шеремета, но отказался называть конкретные цифры.

Стоимость госактивов Украины в Крыму превышает $1 млрд. Балансовая стоимость одного «Черноморнефтегаза» в 2012 году составляла около $440 млн (выручка $147 млн., прибыль – $5,5 млн), а ее нынешняя рыночная стоимость может превышать $1 млрд, подсчитал Forbes. Косвенно можно оценить и некоторые другие активы. В 2013 году правительство Украины объявило о планах приватизировать «Сакские тепловые сети», Камыш-Бурунской и Симферопольской ТЭЦ. Госдолю в 37% в них планировалось продать на аукционе одним пакетом за $26 млн

Ценным активом являются крымские алкогольные компании, национализировать которые крымский парламент обещал в понедельник. «Само оборудование и здания заводов стоят немного, более ценными могут оказаться запасы предприятия – готовой продукции или виноматериала, а также принадлежащие им виноградники площадью 25,2 тыс. га», – рассказал РБК глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. По его оценке, только совокупная стоимость крымских виноградников может превышать $250 млн.

Украина может предпринять попытки признать в международном суде национализацию в Крыму незаконной. «Украина, поддерживаемая не признавшими присоединение Крыма государствами, скорее всего, оспорит эти действия в Международном суде ООН. Для такого обращения необязательно даже было признавать присоединение Крыма, как раз наоборот, именно это и будет предметом спора», – считает управляющий партнер «ЮСТ» Евгений Жилин.

Если не получится вернуть активы, компенсацию Киев должен сначала потребовать не от России, а от Крыма, ведь именно он провозгласил себя независимым государством и после этого национализировал украинскую собственность, говорит украинский эксперт проекта «Общественная дума» Екатерина Обуховская. Только получив отказ, может встать вопрос о конфискации российского имущества для возмещения убытков.

Стоимость российских объектов на территории Украины украинское правительство не оценивало, сообщил РБК Павло Шеремета. В Росимуществе оценок стоимости имущества России на территории соседнего государства тоже нет, сообщили РБК в ведомстве. Стоимость понятна лишь у собственности, находящейся в рыночном обороте, а такой немного, пояснил представитель Росимущества: «Если речь зайдет об изъятии конкретных объектов, тогда и можно будет их оценить. В каждом конкретном случае надо будет смотреть, кому эти объекты принадлежат, какой у них износ и т.д.».

Екатерина Обуховская оценивает минимальную стоимость российского имущества на Украине в $2–4 млрд. Его конфискация компенсирует убытки страны от потери Крыма лишь частично, считает она. ВРП Крыма в 2013 году составил $4,3 млрд (3% ВВП Украины). Кроме того, на черноморском шельфе есть запасы нефти и газа, добыча которых может приносить в бюджет как минимум $2–3 млрд в год, причем со временем эта сумма будет расти. Общие убытки Киева она оценивает в $6–8 млрд в год. Это же – потенциальный выигрыш России.

Но Россия может столкнуться с проблемами в третьих странах. Украинский Минюст заявил, что оставляет за собой право по суду претендовать на российскую собственность за рубежом. У Москвы уже есть опыт подобных разбирательств. В 1990-х годах швейцарская компания Noga, осуществлявшая поставки продовольствия в Россию под гарантии государства, после просрочки платежей выиграла дело против России в Стокгольмском арбитраже. После этого она добилась ареста истребителей, прибывших на французскую выставку в Ле-Бурже, и парусника «Седов», которые потом выкупила Россия. Этот риск не распространяется на дипмиссии, у них дипломатический иммунитет, говорит партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов.

Украина также заявила о претензиях к России на более чем $80 млрд по вкладам бывшего Госбанка СССР (ныне Банк России). «Речь идет о валютных ценностях, которые Российская Федерация получила по праву наследства от Советского Союза [и] не вернула на баланс Государственного сберегательного банка Украины», – цитирует ИТАР-ТАСС министра юстиции Павла Петренко.

В Банке России комментировать ситуацию отказались. Российский МИД заявил, что для начала переговоров о компенсации Украина должна немедленно вернуть России $20 млрд из долга бывшего СССР (по состоянию на 1 декабря 1994 года $6,8 млрд плюс проценты), которые Москва в свое время приняла на себя.

Юристы считают возможный иск Украины по поводу возврата советских вкладов бесперспективным. «Когда распадается государство, нет четких юридических норм, регулирующих раздел имущества и обязательств между частями этого государства», – констатирует партнер ФБК Александр Ермоленко. Если государства все-таки судятся друг с другом, обычно такие дела рассматриваются в Международном суде ООН. «Но он сродни третейскому суду, его решения не подразумевают жестких санкций за их неисполнение. Спор России с Грузией, например, в нем длился более трех лет, но так ничем и не кончился», – напоминает эксперт.

Евгений Новиков, Глеб Костарев, Юлия Калачихина, Алиса Штыкина, Денис Пузырев