Главы «Роснефти» и Газпрома Игорь Сечин и Алексей Миллер вошли в черный список россиян, в отношении которых Евросоюз введет финансовые и визовые санкции. Их зарубежные активы будут заморожены в ответ на действия России в Крыму. Кроме того, главам крупнейших госкомпаний будет запрещен въезд в ЕС, пишет газета «Коммерсантъ».
Как сообщили изданию европейские и американские дипломатические источники, в общей сложности в список вошли 130 российских чиновников и руководителей корпораций. При этом пока не ясно, когда и по какой схеме будут введены указанные ограничения.
Пока они касаются Сечина и Миллера как физических лиц и не затрагивают деятельность компаний, но впоследствии санкции могут распространиться на зарубежные проекты «Роснефти» и Газпрома. По данным The Wall Street Journal, незакрытая сделка по покупке «Роснефтью» зарегистрированного в Лондоне нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley может быть заблокирована комитетом по иностранным инвестициям при Минфине США.
Стороны уже достигли договоренностей, для завершения сделки необходимо получить одобрение регуляторов, в том числе в США и ЕС. Ни в Morgan Stanley, ни в «Роснефти» пока не видят препятствий для этого. Представители «Роснефти» заявили, что стороны «работают в соответствии с согласованным графиком». По плану закрытие сделки состоится во второй половине 2014г.
По словам вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева, действия ЕС в данном случае — это «глупое, мелкое и очевидное вредительство прежде всего самим себе», поскольку они затронут западных партнеров компании. Представитель «Газпрома» заявил «Коммерсанту», что введение визовых санкций против Алексея Миллера «поможет бизнесу европейских авиакомпаний: партнеры будут летать к нам».
Как напоминает газета, сейчас у «Роснефти» в США есть 30% в проекте с трудноизвлекаемой нефтью La Escalere в Делавэрском бассейне в Западном Техасе, которые компания получила по соглашению об обмене активами с ExxonMobil, опционы на 25% в нефтегазовом месторождении на Аляске Point Thomson и на 30% в 20 участках ExxonMobil в Мексиканском заливе.
Компании также через дочернюю канадскую RN Cardium Oil Inc. принадлежит 30% в проекте Cardium. Паритетное СП «Роснефти» и ее акционера BP Ruhr Oel GmbH владеет долями в четырех НПЗ Германии: Gelsenkirchen (100%), MiRO (24%), Bayernoil (25%), PCK Schwedt (37,5%). Мощность этих активов — около 23,2 млн тонн в год (22% всей нефтепереработки Германии).
У Газпрома нет существенных вложений в США, но очень много активов в Европе. В трубопроводной отрасли монополии принадлежит 50% в немецкой Nord Stream AG, по 50% в проектной компании South Stream B.V., South Stream Transport (зарегистрированы в Нидерландах) и компаниях—владельцах участков будущего газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении, Австрии и Греции, 48% в Europolgas (владелец польского участка газопровода Ямал — Европа), 10% в британской Interconnector, 50% в голландской BSPC B.V. (владеет «Голубым потоком»).
В сбытовом секторе Газпром через немецкую Gazprom Germania GmBH контролирует несколько десятков компаний, в частности Gazprom Marketing & Trading, Wingas, WIEH, WIEE и др. Монополии также принадлежит 100% в финансовой структуре Gazprom Finance B.V., 100% в проектной Gazprom EP International B.V., 97% в Gazprom Sakhalin Holdings B.V. (все компании в Нидерландах), 50% в Sakhalin Energy Investment Company Ltd (зарегистрирована на Бермудах).