Американский пакет финансовой помощи Украине застопорился в конгрессе из-за межпартийных разногласий, не имеющих прямого отношения к украинскому вопросу. Отсутствие компромисса между республиканцами и демократами означает, что конгресс вернется к рассмотрению законопроекта о помощи Украине не раньше конца марта, когда закончатся двухнедельные парламентские каникулы. К тому времени Украина может стать другой страной: 16 марта Крым голосует по вопросу выхода из состава Украины и присоединения к России.
Запад обещает, но денег не дает
Запад в лице США, Евросоюза, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка на словах уже пообещал выделить Украине по меньшей мере $20 млрд, но живых денег Киев пока так и не получил. На прошлой неделе палата представителей конгресса приняла законопроект о предоставлении Украине финансовых гарантий по кредиту на $1 млрд, а профильный комитет сената на этой неделе одобрил гарантии и добавил к ним $150 млн на «построение демократии» в стране и укрепление ее национальной безопасности.
Но вчера американский сенат не смог проголосовать по пакету финансовой помощи Украине, после того как фракция республиканцев отказалась включать в голосование пункт о согласии США на реформу квот в МВФ. Речь идет о решении, принятом МВФ еще в 2010г. в ответ на глобальный финансовый кризис. Оно заключается в увеличении финансовых ресурсов фонда в два раза и перераспределении голосов в МВФ в пользу развивающихся стран, в том числе России. Для вступления реформы в силу требуется согласие США как крупнейшего «акционера» МВФ, и оно должно быть одобрено конгрессом.
Законопроекты конгресса часто включают в себя не связанные между собой меры — таковы принципы политического торга между республиканцами и демократами. Борьба партийных интересов в последние годы усилилась и уже не раз приводила США к политическим кризисам. В прошлом году упрямство республиканцев, настаивавших на бюджетных уступках Белого дома, привело к временному закрытию федерального правительства, которое едва не закончилось техническим дефолтом государства. Сейчас республиканцы вновь упорствуют в своих интересах, выступая против пункта о реформе МВФ, и тем самым фактически блокируют помощь Украине.
Ни помощи, ни санкций
Внутренние противоречия в США играют на руку России, которая пока не получила жестких санкций от Вашингтона. Отложенный законопроект сената предусматривал карательные меры против российских чиновников и силовиков, «ответственных за подрыв суверенитета и территориальной целостности Украины», в виде блокировки активов и запрета на въезд в США. Законопроект, который пока одобрен палатой представителей, не включает ни положения о реформе МВФ, ни санкций в отношении России. Как будет выглядеть финальное и компромиссное решение, сейчас сказать невозможно.
Неожиданные выгоды
Если американские законодатели проведут законопроект о помощи Украине в увязке с реформой МВФ, то невольно окажут России услугу. Реформа 2010г. предусматривает двухкратное увеличение ресурсов МВФ (примерно до $740 млрд) и перераспределение 6% квот в пользу развивающихся экономик. Доля России в капитале МВФ увеличится с 2,50% до 2,71%, а доля ее основного дипломатического союзника Китая — с 4% до 6,39%. При этом квота США сократится с 17,69% до 17,40% (блокировать ключевые решения Вашингтон можно с долей не менее 15%). Реформа будет означать, что страны БРИК получат больше влияния в определении политики МВФ и принятии решений о кредитах.
Погрязли в спорах
То, что конгресс не договорился о помощи Украине до роспуска на весенние каникулы, вызвало у законодателей бурю эмоций и взаимных обвинений. Спикер палаты представителей, республиканец Джон Бейнер в четверг призывал сенат одобрить версию законопроекта без пункта об МВФ. «Вопрос о деньгах МВФ не имеет никакого отношения к Украине», — заявил он. Бейнера поддержал однопартиец, председатель комитета палаты представителей по Вооруженным силам Ховард «Бак» Маккион, которому не нравится, что профинансировать реформу МВФ предлагается за счет сокращения оборонзаказа. «Если сенат серьезно настроен защитить Украину, они должны работать вместе с палатой представителей, чтобы составить такой законопроект, который может быть быстро одобрен обеими палатами», — добавил Маккион.
Сенаторы, в свою очередь, раскритиковали членов палаты представителей за то, что те предлагают одобрить законопроект в версии без «российских» санкций. «Если вы хотите как-то повлиять на Россию, с законопроектом палаты представителей это не получится», — сказал глава комитета сената по международным отношениям Роберт Менендес. Его коллеги указали на то, что реформа МВФ имеет отношение к вопросу об Украине: некрасиво ждать, что МВФ поможет Киеву многомиллиардными кредитами, и при этом отказывать фонду в увеличении капитала.
Сенатор Джон Маккейн и вовсе ополчился на своих товарищей по Республиканской партии, заявив, что «настоящие» республиканцы так не поступают. «Рональд Рейган никогда бы не позволил, чтобы американский народ оставил подобную агрессию (со стороны России) без ответа», — сказал Маккейн. «Худшее, что мы можем сделать сейчас, это сказать Украине, что не собираемся им помогать. Кредиты МВФ действительно являются долгосрочным решением их экономических трудностей, но для этого требуется осуществить реформу МВФ», — заявил Маккейн на слушании в сенате.
Помощь Украине — помощь России
Отдельные фигуры американской политики выступают против финансовой помощи новым украинским властям, но их никто не слушает. Сенатор Рэнд Пол, один из лидеров консервативного движения «Чаепитие», заявил, что «украинский долг имеет кредитный рейтинг CCC-, никто не станет его покупать, и никто не ждет, что Украина сможет его вернуть». Он усомнился в надежности нового правительства в Киеве, которое «взялось ниоткуда, что порождает много вопросов». «Двое местных миллиардеров недавно были назначены мэрами (на самом деле губернаторами Донецкой и Днепропетровской областей — Примеч. РБК). Я бы с большей уверенностью одолжил украинцам деньги, если бы имена этих людей (Сергей Тарута и Игорь Коломойский — Примеч. РБК) были первыми в списке кредиторов Украины», — заявил сенатор.
Рэнд Пол опасается, что средства, которые привлечет Киев у МВФ и под гарантии США, в конечном счете пойдут на оплату долгов Украины перед Россией. В декабре 2013г. Россия приобрела украинские еврооблигации на $3 млрд, а государственный «Нафтогаз Украины», по данным российской стороны, должен Газпрому $1,9 млрд за поставки газа. «Если мы одалживаем деньги Украине, действительно ли мы посылаем сигнал о наказании России или делаем подарок российским кредиторам? — вот в чем главный вопрос», — подчеркнул сенатор.
Безуспешные на данный момент попытки американских конгрессменов договориться о помощи Украине и санкциях для России показывают, что в Вашингтоне нет согласия по этим вопросам, и до принятия по-настоящему жестких антироссийских мер еще далеко. Конечно, Обама имеет полномочия вводить санкции через президентские указы, но глава Белого дома накануне заявил, что все еще надеется на дипломатическое решение. Ввязываться в войну за Украину США тоже не хотят: по данным Wall Street Journal, на этой неделе украинское правительство запросило у Пентагона военную помощь, включая оружие, боеприпасы и разведывательную поддержку, но администрация Барака Обамы ответила отказом. Вместо этого США отправят украинской армии наборы сухих пайков, сообщили источники издания.
Иван Ткачев