Украина, Россия и Германия могут взять украинскую газотранспортную систему (ГТС) под «тройственный контроль», считает глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. Такое мнение он высказал РБК, говоря об итогах прошедшей на днях встречи российских парламентариев с депутатами комитета по энергетике бундестага во главе с Петером Рамзауэром.
По словам Грачева, прошедшие на днях в Берлине переговоры, «увеличили шансы договориться» и по «третьему энергопакету», и по «самому больному» украинскому вопросу.
«Позиция ведущих немецких энергокомпаний близка к нашей. Они считают, что нужно попытаться быстро взять трубы под тройственный контроль, чтобы не было перебоев. Это в интересах и всей Европы, и Германии, и России. Это и в интересах самой Украины», — уверен он.
Грачев добавил, что речь идет о разных вариантах, но, по его мнению, «предпочтительнее иметь дело непосредственно с Германией».
По словам Грачева, на встрече в Берлине присутствовали представители всех фракций, кроме «зеленых», которые отказались вести диалог с российской делегацией в связи с последними событиями на Украине. Целью визита российских парламентариев было формирование межпарламентской группы России и Германии по проблемам энергетики.
«Европа и Россия, если исходить из сугубо экономической выгоды, являются на сегодняшний день наиболее оптимальными энергетическими партнерами. И при любом развитии событий в обозримом будущем такими партнерами останутся. Кстати, сюда следовало бы включить и Украину, по территории которой проходит газотранспортная система: до 2018г. по ней будут продолжать поступать в Европу основные объемы газа», — уточнил глава комитета.
Грачев отметил, что еще до прихода к власти на Украине Виктора Януковича рассматривался вариант заключения трехстороннего (Россия, Украина, Германия) соглашения по транзиту газа.
«Уточняю, инициатором была Германия, а Украина соглашалась», — сказал глава комитета, подчеркнув, что «никогда не будет надежных соглашений только российско-украинских, как не будут надежными чисто европейско-украинские соглашения», при которых Европа полностью возьмет под свой контроль газотранспортные системы Украины.
По итогам прошедших встреч с представителями крупнейших немецких банков и компаний глава комитета Госдумы сообщил, что они готовы участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы.
«Они идею трехстороннего подхода к украинской газотранспортной системе уже довели до конкретных финансовых схем. Абсолютно реалистичные, на мой взгляд, схемы, связанные с тем, что модернизация дает экономию с учетом долгов, которые есть. Это позволяет через банковские кредиты в кратчайшие сроки модернизировать ГТС Украины. На пользу Украине, и нам, и Германии», — считает Грачев.
При этом он высказал уверенность в том, что в случае, если предложение будет исходить от Германии и Европы, то Украина согласится с ним.
Относительно возможных санкций против России в связи с событиями на Украине, Грачев убежден что «неизбежно какие-то ходы репрессивного характера европейцы будут делать». «Но, безусловно, европейский бизнес, особенно немецкий бизнес, не заинтересован, чтобы это переходило в плоскость экономических санкций, энергетических проблем. И, на мой взгляд, бизнес будет эту позицию через депутатов отстаивать», — считает парламентарий.
По его мнению, «основным бенефициаром во всей этой истории будет Америка, Германия же понесет потери, очень большие, серьезные, потому что у них большой товарооборот с Россией». По словам Грачева, то, что сейчас происходит на Украине «и вокруг нее», «разрешится неизбежно, потому что экономика точно заставит всех искать пути к сближению».
Относительно «Третьего энергопакета» ЕС Грачев высказал мнение, что этот документ является «анахронизмом», мешающим конструктивному взаимодействию России и Европы.
Идея создания консорциума по управлению украинской ГТС обсуждается уже долгие годы. В основном звучат идеи создания трехстороннего консорциума в формате Украина-Россия-ЕС или двустороннего с участием Украины и РФ. 6 марта с.г. Еврокомиссия сообщила, что ЕС намерен сотрудничать с Украиной по модернизации ее газотранспортной системы (ГТС) с участием ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка.
«В среднесрочном перспективе, если позволят обстоятельства, ЕК готова поддержать модернизацию украинской ГТС с участием трех сторон — Евросоюза, России и Украины», — отмечалось в сообщении Еврокомиссии.
Екатерина Ларинина