Встанет над правительством: ФАС реформируют в мегарегулятор

Вслед за финансовым мегарегулятором в России может появиться мегарегулятор антимонопольный. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) созрела для специального статуса, который возвысит ее над правительством и позволит воздействовать на министерства, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Выступая на коллегии ФАС, Шувалов заметил, что в перспективе ведомство могут ожидать определенные преобразования вместе с Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Разделение их полномочий неестественно, добавил он к этому, позволив российским СМИ интерпретировать свои слова как предложение об объединении ведомств.

В своем выступлении Шувалов как минимум дважды припоминал ЦБ, сравнивая уже созданный финансовый мегарегулятор с тем, который, вероятно, будет создан. «Подчеркиваю всячески, что статус ФАС должен быть настолько высоким в иерархии органов… может быть, не такой высокий, как единый регулятор, как ЦБ, но что-то очень похожее, поскольку защита конкуренции приобретает для нас все большее значе­ние», – заявил он.

Речь действительно идет о создании антимонопольного мегарегулятора в результате слияния ФАС и ФСТ на базе ФАС, пояснил РБК федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. Однако решение на самом высоком уровне пока не принято, подчеркнул он, соответственно, никаких официальных документов, регламентирующих слияние, пока нет.

«По сути, речь идет о создании мегарегулятора в сфере антимонопольного регулирования, конкуренции и тарифов», – отметил собеседник РБК. Слияние, если оно состоится, будет происходить «под знаком доминирования ФАС», поскольку это гораздо более влиятельное и активное ведомство.

«Шувалов недаром говорил сегодня о надправительственном статусе возможного ведомства – его идея с обновленным ЦБ показала себя эффективной в области контроля за финансовым рынком. Теперь в правительстве задумались над совершенствованием антимонопольного и тарифного регулирования», – заключил собеседник РБК. Регуляторы как новый институт управления дополнят существующую структуру госуправления и смогут воздействовать на органы исполнительной власти.

«Это специальный, я бы даже сказал, немного выше орган, чем просто правительство, в части принятия мер, которые побуждают или принуждают к поведению определенного образа», – обрисовал Шувалов свое видение статуса ФАС.

Тема слияния ФАС и ФСТ начала широко обсуждаться около года назад после предложения Игоря Шувалова обсудить эту тему на экспертных площадках. Само преобразование, о котором говорил Шувалов, вряд ли будет долгим – не более года, полагает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. «Я считаю, что, когда представители правительства делают такие комментарии, обычно имеют в виду горизонт, в который они сами планируют какие-то события, примерно годовой горизонт», – сказал он. Использование осторожных формулировок говорит о том, что решение не принято, но может быть принято очень скоро, добавил эксперт.

Реакция ФАС и ФСТ на предложение Шувалова оказалась в среду гораздо более сдержанной, чем год назад. В апреле прошлого года на форуме объединения корпоративных юристов Артемьев сам заявил о возможном объединении двух ведомств. Вчера он дал понять, что ФАС сейчас за это не сражается и будет действовать в соответствии с распоряжениями правительства. В ФСТ вообще не уверены, что слияние двух ведомств стоит на повестке. В выступлении Шувалова ФСТ усмотрела лишь заявление о том, что «в каком-то виде, когда-то» должны будут преобразоваться, сообщили РБК в пресс-центре ведомства.

Тарифная служба и в прошлом году предпочитала отмалчиваться, но отношение ФАС к теме преобразования радикально переменилось, замечает Новиков. По словам эксперта, оно стало негативным, так как сегодня слияние означает реорганизацию ФАС с выделением ряда функций в другие ведомства, а лишь потом – объединение с ФСТ.

Предложения существенно сократить сферу влияния ФАС звучали в январской концепции первоочередных мер Минэкономразвития. В частности, министерство тогда выражало обеспокоенность как избыточной нагрузкой на бизнес в существующей антимонопольной системе, так и перезагруженностью ФАС большим количеством дел.

Предлагалось сократить надзор и регулирование ФАС в несвойственных антимонопольному законодательству сферах с учетом международного опыта и, в частности, исключить из ее сферы деятельности малый бизнес. Оценивать деятельность ФАС нужно по экономическим эффектам на состояние конкуренции и благосостояние потребителей, указывало Минэкономразвития. Похожие соображения в прошлом году высказывал и вице-премьер Аркадий Дворкович, и эксперты «открытого правительства».

Проблема с нынешней структурой ФАС, пояснил Новиков, в том, что ведомство сосредоточено на серийных делах, не требующих глубоких расследований, серьезного анализа. «Из-за этого дела, требующие такого анализа, классические антимонопольные дела в итоге расследуются кое-как», – сказал он.