Открытие в Сочи Паралимпийских игр не стало для зарубежной прессы событием №1. СМИ всего мира в первую очередь предпочитали следить за кризисом вокруг Украины. Именно в этом свете они и решили рассмотреть праздник спорта для людей с ограниченными возможностями.
Россия впервые принимает Паралимпиаду: в 1980г. СССР отказался от проведения Паралимпийских игр. Как справедливо отметил глава Международного паралимпийского комитета сэр Филип Крейвен, это событие стоило бы сделать поводом для того, чтобы «сокрушить барьеры в головах», подобно тому, как в Сочи были устранены барьеры для передвижения», однако политика все равно затмила спорт.
Без политики не обошлось
В центре внимания зарубежных журналистов оказалась акция протеста паралимпийской делегации Украины, выпустившей на церемонию открытия единственного участника — знаменосца Михаила Ткаченко. Тем не менее, никто из хроникеров не позволил себе откровенных выпадов в адрес организаторов церемонии, а ее содержание освещалось, как правило, весьма скупо и в нейтральных тонах: возможно, журналисты решили не проявлять бестактность по отношению к атлетам, бросившим вызов личной беде.
Помимо неизбежной украинской темы, основное внимание автора статьи в Guardian привлекло выступление на открытии главы МПК Крейвена. По словам журналиста, сэр Филип «отчаянно старался отделить спорт от политики», делая акцент на том, какое благотворное влияние Паралимпийские игры призваны оказать на жизнь инвалидов в России.
«Это просто фантастическая возможность, возможность мечты — повлиять на трансформацию самой большой страны мира», — приводит газета слова главы Международного паралимпийского комитета. Издание также упомянуло о том, что сквозными темами шоу открытия стали «единение» и «хрупкость».
Отвлечься от Украины
Австралийская The Sydney Morning Herald начинает с политики. «Когда президент Путин входил на стадион «Фишт», он, вероятно, надеялся хотя бы несколько часов отдохнуть от украинского кризиса». Он получил желанную отсрочку, но ненадолго, резюмирует газета. Автор колонки отмечает, что украинский знаменосец Ткаченко, в одиночку представлявший делегацию, получил «удивительно восторженный прием» зрителей, среди которых отсутствовали делегации многих западных держав.
О самой церемонии газета пишет сравнительно мало, но одобрительно, упомянув лишь основную концепцию зрелища — «растопить лед». Австралийское издание также цитирует Крейвена, назвавшего спортсменов «катализаторами перемен», чья уникальная миссия, по словам главы МПК, основана на их способности «изменять восприятие и настроение общества», присущей им, как никому другому. Кроме того, издание отмечает, что Россию подвергали критике задолго до начала Олимпиады за «антигейский закон» и «предрассудки по отношению к инвалидам».
Канадская телерадиовещательная корпорация СВС доброжелательно отозвалась о церемонии, назвав шоу «впечатляющим зрелищем света, спорта и хореографии». В остальном канадские журналисты оказались солидарны с британскими и австралийскими коллегами: украинская тема — в центре внимания, а главным героем начала Паралимпиады стал сэр Филип Крейвен.
Колумнистка Bloomberg оказалась единственной, кто узнал (и упомянул) песню группы «Наутилус Помпилиус» «Гудбай, Америка», прозвучавшую на церемонии открытия в момент появления российских спортсменов на стадионе. Тем не менее, автор ограничилась лишь упоминанием музыкальной темы и цитатой из текста: «Прощай, Америка, где я не был никогда», — видимо, решив не искать в этих словах намек на ситуацию.
В статье также упоминаются «хриплые овации» стадиона в адрес российского президента. Само шоу не удостоилось упоминания, взамен была приведена цитата из сопроводительного буклета о том, что Паралимпиада призвана «сокрушать барьеры и прокладывать новые пути человечеству», а также приведена краткая статистика Игр.
Прошлись по всем
Репортаж агентства Associated Press практически не отличался по содержанию от других отзывов западных журналистов, при этом в тексте присутствовали все основные темы, которых другие издания касались выборочно: кризис вокруг Украины, одиночный проход украинского знаменосца на церемонии открытия, реакция Международного паралимпийского комитета на решение ПК Украины все же принять участие в играх, несмотря на обострение кризиса, а также «развитие патриотической темы» в зрелищной части шоу, в том числе «русских традиций подледной рыбалки».
Агентство не обошло упоминанием и финальный ролик МПК, где подчеркивалась недопустимость дискриминации «по признаку сексуальной ориентации», сделав вывод, что сказанное противоречит фактам российской действительности.
Автор статьи отмечает, что «пышную церемонию» открытия Игр «оскорбили отсутствием» официальные делегации западных стран, и акцентирует внимание на том, что украинские спортсмены сделали «четкое заявление» одиночной демонстрацией знаменосца Ткаченко, который проехал по стадиону в инвалидной коляске «с суровым выражением лица». Агентство также подчеркивает, что подобное мероприятие проводится в России впервые в истории.