Власти США могут расчехлить грозное «холодное» оружие — применить санкции в отношении ряда российских банков по иранскому образцу. В перспективе Вашингтон готов также пересмотреть свою энергетическую политику, отменив собственный запрет на экспорт углеводородов. Это должно уменьшить зависимость Европы от поставок энергоресурсов из России. Отечественных финансистов и экспортеров угрозы американцев не пугают.
По иранскому образцу
О санкциях в отношении российских финансовых институтов, как об одном из вариантов давления на Москву в случае начала военных действий на Украине, сообщила газета Financial Times со ссылкой на свои источники в администрации Барака Обамы. В случае одобрения этого предложения подпадающие под санкции банки лишатся доступа к контролируемым США платежным системам и возможности проводить операции в долларах.
Российский рынок отреагировал на новость спокойно, вероятно, потому, что ответ на это из уст президента Владимира Путина прозвучал ранее. Во вторник он заявил, что хотя Россия и имеет возможности использовать вооруженные силы на Украине, но необходимости такой он не видит. Котировки обыкновенных акций Сбербанка накануне снизились на Московской бирже на 0,11%, банка ВТБ — на 2,99%. В Банке России, Сбербанке и ВТБ отказались комментировать возможное введение санкций.
По мнению председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, американцы могут ввести санкции через полностью подконтрольные банки, а в отношении европейских и китайских кредитных учреждений это сделать сложнее. «Наши кредитные учреждения смогут открыть долларовые счета в европейских или китайских банках и уже через них проводить операции», — полагает он. Правда, добавляет Вьюгин, Америка может пригрозить европейским и китайским банкам отключением от расчетов в долларах для любого типа клиентов, не только для русских. В этом случае российским банкам придется проводить расчеты лишь в евро, но для этого контракты должны быть номинированы в евро.
Эксперт, близкий к одному из госбанков, считает, что по иранскому образцу ввести санкции против России нельзя. «Запретить российским банкам банковские операции невозможно без одновременного запрета на экспорт, что было сделано в отношении Ирана. Наш товарооборот составляет половину триллиона долларов», — говорит он.
Такие санкции так же вероятны, как и любая другая конфигурация санкций, говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Госдепартамент США уже заявил, что решение о санкциях пока не принято и неизвестно, когда в этом вопросе может появиться ясность. Ранее госсекретарь США Джон Керри дал понять, что введение санкций — это вопрос дней, а не недель. Но пока Госдепартамент намерен наблюдать за ситуацией, сказала прессе представитель ведомства.
Российские депутаты в среду называли угрозы санкций то попыткой шантажа, то обоюдоострым оружием, но в Совете Федерации все же принялись за проработку мер на случай их введения. В настоящее время юристы изучают возможность конфискации активов и счетов зарубежных компаний, в том числе частных, сообщил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас.
Газовая атака
Украинские события могут также ускорить изменения в энергетической политике Штатов. Предложенная лидером республиканцев Джоном Бонером отмена запрета на экспорт газа из США с целью «противостоять агрессии России» не может считаться санкцией против Кремля, но она призвана в перспективе уменьшить зависимость Европы от поставок энергоресурсов из России.
Появление американского газа в Европе может снизить цены, как минимум, на 10-15%, прогнозирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но Америке неоткуда быстро взять большие объемы газа. Сейчас в США есть только один завод по производству сжиженного природного газа на Аляске, который поставляет СПГ в Японию, новые терминалы будут введены в строй лишь через пару лет. «В среднесрочной перспективе более логично для Европы замещать газ углем, в том числе российским», — отмечает эксперт.
«Я считаю, что это политическое заявление, связанное с событиями на Украине — как бы подбодрить европейцев, что мы вам поможем», — оптимистичен аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
Аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин считает, что события на Украине могут ускорить процесс становления США в качестве экспортера нефти и СПГ, но американский газ все равно может появиться на европейском рынке не ранее 2016г., а нефть — не ранее 2015г. «Влияние на рынок газа будет значительным, потому что появятся новые объемы на рынке, а на рынок нефти — скорее всего, небольшим, разве что подорожает американская нефть», — сказал аналитик.
ВТО нам поможет
Страны Запада также ограничены в возможностях влиять на Россию через торговые санкции. Глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков сказал РБК, что в этом им мешают нормы ВТО. «Если речь пойдет об аресте счетов физических лиц — это ВТО не регулируется. А если скажут, что мы ограничиваем ввоз стали из России — это ВТО регулируется. По вопросам, которые входят в ведение ВТО, применение санкций практически невероятно, для этого нет правовых оснований», — заявил он.
Новые санкции по правилам ВТО возможны только в том случае, если они применяются в военное время и по решению ООН, говорит Медведков. Другим оправданием применения санкций может быть наличие существенной угрозы интересам национальной безопасности того или иного государства. Но это должно быть именно то государство, которое применяет санкции. Европа вводила санкции против СССР в 1980-1981гг. в связи с вводом войск в Афганистан. «Тогда действовало ограничение на наш экспорт и экспорт их товаров в СССР. Сейчас это невозможно из-за того, что бы состоим в ВТО», — пояснил чиновник.
Елена Малышева, Тимофей Дзядко, Наталья Старостина, Дмитрий Никитин