”Всекитайская житница”: КНР выступает в украинском вопросе ”по-своему”

В субботу, 1 марта, верхняя палата российского парламента дала президенту Владимиру Путину право ввести войска на Украину «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Официальные представители российских властей заявляют, что решение о вводе войск до сих пор не принято. Однако сам факт такого карт-бланша вызывает крайнюю обеспокоенность аналитиков по всему миру. «Украинский кризис на этой стадии — самое сейсмически опасное геополитическое событие со времен атаки террористов на США в сентябре 2001г.», — уверен специалист по политическим рискам Eurasia Group Иэн Бреммер.

Складывается впечатление, что в последние дни все мировые державы начинают занимать ту или иную сторону в украинском вопросе. Страны «Большой семерки» приостановили подготовку к саммиту G8, который должен пройти этим летом в Сочи. Евросоюз всерьез рассматривает возможность замораживания визовых переговоров с Россией. В целом Запад осудил действия России, посчитав их «нарушением суверенитета и территориальной целостности» Украины.

На этом фоне эксперты задаются вопросом: на чью сторону встанет Китай, одна из важнейших мировых держав со второй по величине экономикой и крупнейшей армией? Традиционно во многих геополитических вопросах Россия и Китай действовали сообща: вместе осуждали интервенцию стран НАТО, вместе в Совете Безопасности ООН накладывали вето на попытки Запада атаковать с воздуха Сирию. Однако на этот раз Пекин не спешит выражать Москве свою поддержку, равно как и не стремится отказывать России во вводе своих войск на Украину.

И не друг, и не враг

Уже вечером 1 марта внешнеполитическое ведомство КНР выпустило специальное заявление по ситуации на Украине. «Китай всегда призывал заинтересованные стороны Украины к мирному решению внутренних разногласий в рамках закона, реальной защите законных интересов украинского народа разных национальностей, — говорится в документе. — Китай издавна придерживается принципа невмешательства во внутренние дела, уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Нынешняя обстановка на Украине не складывается без причины». Кроме того, МИД КНР призвал все стороны конфликта к переговорам на основе норм международных отношений.

В понедельник 3 марта пресс-секретарь китайского МИДа Цинь Ган провел дополнительный медиабрифинг для журналистов. На вопрос о том, признает ли Китай новые власти Украины, он ответил: «Суждение об этом может быть сделано только на основании украинского законодательства».

В своих комментариях по ситуации на Украине китайские власти достигли совершенства в восточной риторике, традиционно нейтральной и уклончивой. «Они выпустили заявление, которое никому не понятно. Единственное, что из него более или менее ясно, — Китай не намерен поддерживать военную интервенцию России», — считает профессор Пекинского университета Ню Цзюнь.

Аналитик портала The Diplomat Шеннон Тьецци, напротив, уверена, что Китай определенно встал на сторону России. «Конечно, ввод российских войск на Украину не имеет ничего общего с китайским принципом невмешательства и уважения территориальной целостности конкретно Украины. Однако КНР — одна из многих держав, которые подлаживают свои принципы под прагматизм», — заметила она. По мнению Тьецци, осуждение действий российской армии серьезно ударит по активно развивающимся отношениям Пекина и Москвы. Более того — сблизит Китай с Западом, который китайские власти обвиняют в поддержке «цветных революций», враждебных самому Пекину.

Всекитайская житница?

Однако двойственную позицию Китая можно прояснить, вспомнив, что и у него есть немалые интересы на Украине. Еще на прошлой неделе на том же портале The Diplomat Тьецци сообщила о долговом кризисе в китайско-украинских отношениях. По ее словам, после смены власти на Украине Пекин потребовал от Киева вернуть кредит в $3 млрд. Со ссылкой на чиновника Минсельхоза Украины, гонконгская South China Morning Post сообщила, что Китай уже готовит жалобу против Украины за неуплату долга. Сам же кредит Пекин требует вернуть не деньгами или бумагами, а экспортом зерна на указанную сумму. По данным источника, Украина к 28 февраля вернула таким путем лишь около $150 млн.

Возвращение кредита натуральными продуктами находится в полном соответствии с концепцией продовольственной безопасности китайского правительства. Пекину необходимо как-то прокормить 1,4 млрд человек. Учитывая высокие темпы урбанизации и загрязнения окружающей среды, это становится серьезной проблемой. По данным портала Ukraine Digest при МИД Украины, в 2013г. экспорт зерновых культур из страны составил 18,5 млн т. Правительство страны еще до смены власти планировало удвоить этот объем и довести его до 40 млн т к 2020г. Заметная часть экспорта пойдет в Китай, который, напротив, собирается к 2020г. снизить собственное производство зерна с 600 млн до 550 млн т, сообщает Financial Times.

Если нестабильная ситуация на Украине затянется, это нанесет ощутимый урон планам как украинских экспортеров, так и китайских импортеров. Поэтому для Пекина сейчас нормализация обстановки во всей Украине гораздо важнее примыкания к той или иной стороне конфликта. Более того, революция ставит под угрозу и многомиллиардные китайские инвестиции в сельское хозяйство Украины. В сентябре 2013г. Kyiv Post сообщила о сделке двух крупнейших зерновых компаний Китая с украинским правительством: на первом этапе Поднебесная арендует 100 тыс. га сельхозугодий в Днепропетровской области для выращивания зерновых культур и мяса специально для китайских потребителей. В течение 50 лет планировалось увеличить размер китайской земли в разных частях Украины до 3 млн га — примерно столько же по площади занимает Днепропетровская область.

Возможно, в планах Пекина стоит превращение бывшей «всесоюзной житницы» во «всекитайскую житницу» к середине текущего столетия. Для претворения этих планов в жизнь Китаю не нужно возвращение Януковича, он не испугается и возможного прихода к власти «Правого сектора». Многочисленные контракты китайских бизнесменов с различными государствами, в том числе и с африканскими деспотиями, показывают — юань может работать на благо Китая где угодно и с кем угодно. Единственное, что сейчас нужно КНР — это стабилизация обстановки на Украине, чтобы спокойно и уверенно продолжить вести дела с какими угодно властями.

Дилемма суверенитета

Есть еще одна причина, по которой Пекину нежелательно вставать на чью-либо сторону в украинском кризисе, это принцип самоопределения народов. Аналитик портала Quartz Хизер Тиммонс полагает, что требование России ввести войска для защиты русского населения соседних стран создает очень опасный для Китая прецедент. Дело в том, что в КНР сейчас постоянно проживает немногим менее 100 тыс. русских, лишь 15 тыс. из которых имеют китайское гражданство.

В случае если Крым добьется независимости или, более того, будет аннексирован Россией, китайское правительство также не станет спешить с осуждением или поддержкой действий Москвы. Ведь в различных территориальных конфликтах положение Китая сейчас сходно с положением и России, и Украины. С одной стороны, в последние месяцы нарастает напряженность вокруг статуса островов Сенкаку (Дяоюйдао). В средние века эти острова были фактически под контролем китайского императора, но юридически являлись «ничьей землей». В 1895г. они были отвоеваны у Китая японцами. После окончания Второй мировой войны Япония подписала договор, лишавший ее всех завоеванных с конца XIX века владений. Эти территории перешли под временное управление США. В 1972г. американцы вернули контроль над Сенкаку Японии. В те же годы стало известно о подводном нефтегазовом месторождении у берегов архипелага. Стремясь получить к нему доступ, Пекин начал активно отстаивать свое право на Сенкаку, апеллируя к положениям Акта о капитуляции Японии.

С другой стороны, КНР сама обладает несколькими обширными территориями с сильным национально-освободительным движением. Речь идет о Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) и Тибете. Если Пекин открыто поддержит действия России в Крыму, он своими руками создаст прецедент для отторжения этих регионов от своей территории. Для Китая это вдвойне опасно, учитывая активность уйгурских сепаратистов, которые в последние полгода организовали несколько крупных терактов в разных частях КНР.

Таким образом, крайне сдержанная позиция Пекина в украинском кризисе не означает, что Китай решил самоустраниться в этом вопросе. Каждое заметное движение в сторону России или в сторону Украины приведет для китайских властей и к положительным, и к отрицательным последствиям одновременно. Пекину нужна не победа одной из сторон, а стабилизация положения внутри Украины: только это может быть выгодной китайским властям, предпринимателям и всей экономике. Поэтому Поднебесная будет, вероятнее всего, работать на скорейшее затухание конфликта и возвращение Украины к мирной будничной жизни. На этом фоне нейтральные, миротворческие, «безликие» заявления китайской дипломатии смотрятся более чем логично.

Георгий Макаренко