В случае судебных разбирательств России будет сложно доказать, что она не подозревала о рисках дефолта: они были подробно описаны в проспекте украинских облигаций, предназначенном для инвесторов. Политическая нестабильность — один из факторов риска, о котором Украина предупреждала Россию, как покупателя своих облигаций.
В середине декабря по итогам заседания российско-украинской межгосударственной комиссии Владимир Путин сообщил, что Россия купит облигации Украины на $15 млрд. Бумаги должны были быть оплачены из российского Фонда национального благосостояния. Первый транш на $3 млрд Россия выкупила в том же месяца. Покупка второго — на $2 млрд – в феврале была отложена из-за острого политического кризиса на Украине.
«Негативные тенденции в украинской экономике могут продолжиться, если Украина не начнет проводить структурные экономические и финансовые реформы, — говорится в 200-страничном проспекте к декабрьскому выпуску еврооблигаций Украины, приобретенных Россией. — Если политическая нестабильность сохранится или возрастет, это может оказать негативное влияние на украинскую экономику, в том числе на доступ к международному рынку капитала и возможности заимствования в многосторонних организациях, на стабильность гривны, и, как результат, может иметь существенное негативное влияние на способность Украины выполнять свои обязательства по облигациям».
Планировалось, что облигации получат рейтинг В- по версиям Fitch и S&P, но эта оценка «не отражает воздействия всех рисков», которые «могут повлиять на стоимость облигаций», предупреждали составители документа. В феврале S&P дважды понижало рейтинг сначала до CCC+, а затем до преддефолтного CCC. На прошлой неделе с такой оценкой украинских евробондов согласился Fitch.
Чем больше негативных последствий перечислено в проспекте к выпуску облигаций, тем слабее позиции инвестора по взысканию, России будет сложнее доказать, что риски были неизвестны заранее, говорит партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. «Точных формулировок происходящего на Украине на юридическом языке пока нет. Обычно, чтобы признать ситуацию форс-мажорной, местная торгово-промышленная палата дает заключение, которое становится основанием для наступления правовых последствий по торговым договорам», — поясняет юрист.
По его словам, размещение евробондов носит торговый характер и к регулированию этой сделки можно применить рекомендации, выработанные Международной торговой палатой по форс-мажору. Согласно этим рекомендациям, сторона может отказаться от своих обязательств, если докажет, что есть препятствия, которых она не может избежать или контролировать. Под эти критерии подпадают объявленная или необъявленная война, гражданская война, беспорядки и революции, стихийные бедствия, взрывы, пожары, бойкоты и забастовки. «По моему мнению, события 2014 на Украине могут подходить под понятие форс-мажор», — заключает Александр Боломатов.
Но новое украинское правительство не сможет просто взять и отказаться от своих обязательств по евробондам, уверен директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитала» Владимир Брагин. «С точки зрения международного права, это все та же страна. Украинские еврооблигации выпущены в рамках английского права, на них распространяются общие правила для всех подобных облигаций. Если Украина допустит дефолт по этому выпуску, это будет означать, что она автоматически не сможет платить по другим обязательствам того же уровня», — говорит эксперт. После этого держатели смогут через суд арестовывать имущество Украины за рубежом, а сама страна испортит кредитную историю и гораздо дольше не будет иметь доступа к долговому рынку, заключает Брагин.
Украинские суды рассматривают и признают решения иностранных судов только когда есть соответствующее международное соглашение с этой юрисдикцией, ратифицированное парламентом. Это может затруднить судебные споры с Украиной в иностранных юрисдикциях. «Таких действующих договоров и соглашений Украины с Великобританией, Ирландией или США не существует», — предупреждали покупателей украинских евробондов.
Срок погашения обгигаций, купленных Россией, наступает 20 декабря 2015 года, первая выплата процентов по долгу — 20 июня 2014 года (ставка — 5%).
Алиса Штыкина
при участии Андрея Котова