Китайский юань, последние годы служивший для инвесторов образцом предсказуемости, с начала 2014г. не перестает удивлять. По итогам завершившейся торговой недели он показал рекордное падение курсовой стоимости (около 0,9% с понедельника по пятницу), сообщает Reuters. Сегодня в ходе торгов китайская валюта проседала на 0,86% — до минимума последних десяти месяцев (6,1808 юаня за доллар). Это крупнейшее внутридневное снижение курса с 2005г., когда китайский Центробанк провел историческую ревальвацию юаня.
Новый тренд тем удивительнее, что с 2005г. власти КНР позволяли юаню последовательно укрепляться: за этот период он подорожал к доллару на 35%. Естественно, что непрерывный рост сделал китайскую валюту одним из фаворитов среди международных инвесторов, которые ценили относительно низкий риск и высокую доходность этого актива. Теперь финансовые аналитики гадают, что может означать такой разворот юаня и насколько значимыми окажутся последствия этого.
ЦБ Китая — рынку: рост юаня нельзя воспринимать как данность
За годы постепенного укрепления юаня многие рыночные игроки попросту привыкли к этому и уверились в том, что этот тренд будет продолжаться неопределенно долго. Возможно, Народный банк Китая решил напомнить рынку о том, что направление валютного курса нельзя воспринимать как данность, и осадить тем самым спекулянтов: дать им понять, что вложения в юань не являются «беспроигрышной лотереей».
«Только резкое ослабление юаня может подавить поток спекулятивных денег, играющих на постоянном повышении валютного курса», — заявил Кеникс Лай, рыночный аналитик гонконгского Bank of East Asia.
На фоне снижения многих валют развивающихся стран (в том числе рубля) в 2014г. представление инвесторов о непоколебимости курса юаня еще больше увеличивало риск притока «горячих денег», которые могли хлынуть на китайский денежный рынок и поспособствовать образованию финансовых «пузырей».
Государственное управление по валютному обмену КНР (SAFE) ранее заявляло, что нормой для рыночных игроков должна стать естественная волатильность юаня, предполагающая движение курса в обоих направлениях.
Иными словами, китайские монетарные власти решили насильно прекратить рост спекулятивного «пузыря», пока тот не навредил китайской и мировой экономике. «Ослабление юаня, несомненно, продиктовано политикой Центробанка, — уверен эксперт HSBC Цзюй Ван, — Проблема в том, что трейдеры по инерции все еще играют на повышение».
Подготовка к углублению валютной реформы
Другие аналитики подчеркивают, что Народный банк Китая «продавил» юань в качестве сигнала подготовки к дальнейшим валютным реформам. Исходя из этой гипотезы, Центробанк не только хочет проучить спекулянтов, но и тестирует рынок на предмет готовности к расширению валютного коридора. Аналитики, опрошенные Bloomberg, предполагают, что в скором времени регулятор может расширить диапазон допустимых ежедневных колебаний юаня до 2%. Последние два года лимит на отклонение от центрального курса составляет 1%, до апреля 2012г. — лишь 0,5%.
Такой шаг может быть частью долгосрочной стратегии КНР по интернационализации юаня и превращению его в рыночно ориентированную валюту. Либерализация финансовой политики Пекина, которая включает ограничение валютных интервенций, дерегулирование процентных ставок и смягчение ограничений на движение капитала, является необходимым условием для того, чтобы юань смог замахнуться на мировое господство.
Международные инвесторы не сомневаются, что рано или поздно китайская валюта сменит доллар в качестве мировой резервной валюты, однако сроки такой «революции» зависят от скорости и успеха китайских реформ. К концу 2013г. юань уже стал второй наиболее используемой валютой в международных торговых расчетах, обогнав по этому параметру евро.
Экспортный стимул
Новое поколение китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином поставило задачу постепенного ухода от экспортно ориентированной и инвестиционно насыщенной экономики в сторону более устойчивого и сильного внутреннего потребления. Для этого в долгосрочной перспективе нужно повышать курс юаня, который в настоящее время недотягивает до «справедливой стоимости». Оценки заниженности курса юаня разнятся и доходят до 40% (согласно индексу «БигМака» от Economist).
Но модернизация китайской экономической махины не может проходить гладко. «Сразу либерализовать учетные ставки и обменные курсы слишком рискованно. Проще начать с расширения валютного диапазона: это сохранит контроль Центробанка над валютой», — отметил экономист государственной Академии социальных наук Китая Чжан Мин.
Пробные шаги с целью «соскочить с экспортной иглы» пока не приносят Китаю желаемых результатов. Напротив, индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности опустился в январе 2014г. ниже отметки 50 пунктов, что означает сокращение рынка. В этих непростых условиях власти КНР могли подкорректировать свои далеко идущие планы и вновь простимулировать экспорт дешевой валютой, пока ситуация с производством и экономическим ростом не стабилизируется. «Если экономический рост в КНР продолжит замедляться, вероятнее всего, правительство будет и дальше способствовать ослаблению юаня. Это станет дополнительным фактором ухудшения отношений между Вашингтоном и Пекином», — полагает Майкл Шуман из журнала Time.
Прояснить валютную загадку может главное политическое событие года в Китае — ежегодное Всекитайское собрание народных представителей, которое будет проходить на следующей неделе. Инвесторы ждут от Центробанка КНР важных заявлений относительно дальнейшего хода валютной реформы.
Иван Ткачев, Георгий Макаренко